Шумел камыш, и бревна гнулись
Удивительно легкие, практически невесомые церквушки, кареты, терема, избушки на курьих ножках лишь на первый взгляд кажутся деревянной поделкой. Мастер из Волжского Олег Кожин освоил уникальную технологию создания филигранных работ из камыша. Сегодня его храмы в миниатюре хранятся на полках известных политиков, иностранных гостей и самого митрополита Камышинского и волгоградского Германа. А сам автор собирает призовые места на выставках и ярмарках народных промыслов.
Идеи подсказала природа
К увлечению всей жизни Олег Кожин пришел 30 лет назад. Однажды по телевизору он увидел фильм о мастерах, что освоили искусную резьбу по дереву. Захотелось самому попробовать сделать что-то своими руками, но ни материалов, ни технической базы не было. И тогда выручили заросли Волго-Ахтубинской поймы.
— Решил обратиться за помощью к природе, — вспоминает свои первые шаги в уникальном творчестве мастер. — Я по натуре был заядлый рыбак. На берегах озер и рек часто натыкался на камыш, и его стебли мне напоминали бревна.
Полгода все работы мастера-самоучки отправлялись в корзину. Первую профессиональную церквушку он создавал 3—4 месяца. И думал, что на этом его творческий опыт будет завершен. Но когда дебютная работа была подарена, захотелось снова взяться за камыш. А затем народный умелец заинтересовался, есть ли в России единомышленники. Но ни в литературе, ни в фондах, ни в Интернете таковых не нашел.
— И тогда я понял, почему никто камышом не занимается. Ведь это очень трудоемкий процесс. Камыш не создан для обработки, как дерево, из которого поделки получаются полушутя, — рассказывает Олег Кожин.
Ключ к любимому ремеслу
И все же автор сверхлегких миниатюрных изделий не сразу решился показать общественности результат кропотливого труда. Только шесть лет назад имя Олега Кожина стало известно в Волгоградской области. Все эти годы многочисленные творения пылились дома на полках. Зато сейчас мастер активно участвует в волгоградских и столичных выставках, его работы покупают иностранные туристы, а также высокопоставленные чиновники. А вот на вопрос, какому архитектурному стилю принадлежат все его произведения, художник отвечает:
— Я никогда над этим не задумывался. Все идеи я беру из головы. Думаю, что подобные храмы могут строиться в деревнях из рубленых бревен. Вдохновение приходит само собой.
Олег Кожин никогда не вел счет своим миниатюрам, но считает, что за все время создал около 300 работ. Среди них — расписные кареты, пушки, кораблики и, конечно, храмы. Знаковым для себя трудом он считает огромный терем под названием «Ключик».
— Эта масштабная работа стала символом того, что к сложному природному материалу я подобрал свой ключик, — признается художник.
Анна КРАМОРОВА.