Депутатская неприкосновенность Михеева как оружие в борьбе с кредиторами
Депутатская неприкосновенность Михеева как оружие в борьбе с кредиторами
О происхождении миллионов депутата Госдумы и председателя регионального отделения «Справедливой России» Олега Михеева его официальная биография скромно умалчивает. Родился в семье повара и сварщика Волгоградского машиностроительного завода, учился в одной из школ Кировского района, потом, в 1985 году, поступил в МГТУ им. Баумана. Ученье было тяжелым. Сначала два года в армии пришлось оттрубить, потом полгода котельщиком на заводе им. Петрова повкалывать, а в сентябре 1990-го и вовсе оказался в местах не столь отдаленных.
Фарцовщикам закон не писан?
Задержали его в Москве за спекуляцию фотоаппаратами «Зенит» и по решению суда отправили отбывать наказание на три года, освободив условно-досрочно в 1992-м. Сегодня г-н Михеев очень не любит, когда ему напоминают о старой уголовной истории. На одну из газет даже в суд подал, обвинив ее в оскорблении своей чести — мол, судимость снята, да и нет больше той статьи в Уголовном кодексе. Спекулянты давно кончились, остались только коммерсанты.
Кто спорит, так оно и есть. Правда, еще древние римляне говорили: закон суров, но это закон. А порядочный гражданин, в какой бы стране он не жил, обязан чтить ее правовые принципы. Уж законодателю Михееву это точно должно быть известно. Но, видимо, уже тогда он понял, что законы пишутся для простолюдинов, а не для избранных.
После очередного вынужденного перерыва в учебном процессе бауманка приняла сидельца обратно и даже наградила дипломом. И началось его стремительное восхождение по коммерческой лестнице. Для начала Михеев уселся в кресло директораПТКП «Дилмаш-Прим». Потом только названия фирм менялись, да к должности слово «генеральный» прибавилось. Росли как на дрожжах и капиталы, поэтому к середине нулевых он уже числился в компании влиятельных коммерсантов.
Правда, банкиры, которых Михеев сегодня записал в стан врагов, намекают на мутное происхождение его финансов. Брал будто бы займы, а потом азартно начинал продумывать технологию невозврата и обращать средства в коммерческую недвижимость (говорят, что в Волгограде уже около трети ее скупил).
Были деньги ваши — стали наши
Пять лет назад Михеев даже решил податься в мэры. Мог бы и победить, если б не переусердствовал с подарками избирателям. В итоге с дистанции его сняли, но уже через год политические амбиции бизнесмена увенчались госдумовским мандатом от «Справедливой России». Тоже вполне приличный улов, который давал ему помимо новых успехов в бизнесе еще и надежную защиту в виде депутатской неприкосновенности.
А защищаться есть от кого. Еще до выборов в Госдуму было возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов в отношении фирмы «Бронко-М», которая является структурным подразделением михеевского «Диаманта». Тогда удалось выкрутиться, но месяца размышлений в СИЗО вполне хватило, чтобы понять — без мандата в кармане жизнь будет невыносимой. Дальнейшие отношения с кредиторами и правоохранительными органами только подтвердили правильность этих мыслей.
Проблема в том, что упрямые банкиры никак не хотят отказываться от своих денег. Михеев же выбрал давно известную тактику — на каждую претензию кредиторов отвечает десятком своих. Например, «Промсвязьбанку», потребовавшему вернуть139 млн. руб., он выкатил встречный иск на 6,5 млрд. Фемида в России неповоротливая, так что пока суд да дело, можно на чужие денежки еще пару торговых центров построить. Впрочем, Михеева не останавливают и уже вынесенные судебные решения. Так было со Сбербанком, Номос-банком и БТА.
О его судебных разбирательствах с банкирами, которые гуляют по разным городам нашей страны, а с недавних пор еще и Молдавии, можно уже романы писать. Не так давно терпению потерпевших пришел конец. Скооперировавшись, они направили жалобу председателю комиссии Госдумы по этике Александру Гурову и губернатору Волгоградской области Анатолию Бровко на то, что Олег Михеев, прикрываясь статусом депутата Госдумы, отказывается возвращать им более 1 млрд. руб. Этот крик души с требованием найти управу на депутата подписали президент «Промсвязьбанка» Александр Левковский, председатель правления «АМТ-банка» Елена Мессерле и руководитель «Номос-банка» Дмитрий Соколов. А их коллеги из «Москоммерцбанка» адресовали просьбу повлиять на «невозвращенца» еще и лидеру справороссов Сергею Миронову.
Ответа они не получили, но, похоже, посыл до Миронова все же дошел: в федеральную тройку, как о том мечтал Михеев, его не включили. Нетрудно понять разочарование олигарха, ведь обладание депутатским тотемом для него поистине вопрос жизни и свободы. Потому он так отчаянно за него и боролся.
Родион ГРЕБНЕВ.