Ежегодно в ходе техосмотра выявляются сотни потенциально опасных автомобилей
В частные руки
1 января 2012 г. в России произойдет революция, точнее событие, сходное с ней по масштабам, во всяком случае, для миллионов отечественных автовладельцев — проведение технического осмотра от ГИБДД передается частным фирмам и индивидуальным предпринимателям. Контролировать процесс тоже будет коммерческая структура — Российский союз автостраховщиков. РСА займется и лицензированием компаний, желающих отхватить свой кусок пирога на рынке, который оценивается в 2,2 млрд. долларов. О том, что ждет волгоградских автомобилистов, «Городским вестям» рассказал начальник отделения технического надзора ОГИБДД Управления МВД России по Волгограду Денис КАМЫНИН.
Жизнь без талона?
— Денис Иванович, в чем суть нового Закона «О техническом осмотре транспортных средств», который вступает в силу с 1 января 2012 г.?
— Изменения касаются организационной формы проведения техосмотра. Его будут проводить юридические лица и предприниматели, получившие лицензию Российского союза автостраховщиков. В законе также определен переходный период: в течение 2 лет данная услуга будет предоставляться как частными компаниями, так и структурами ГИБДД. А с 2014 г. ГИБДД вообще выходит из системы технического осмотра автомобилей.
— Как это будет выглядеть на практике, к примеру, при покупке автомобиля у дилера или на авторынке?
— По новому закону, для регистрации права собственности на автомобиль нужно иметь полис ОСАГО. Гражданин, купив машину через дилера либо самостоятельно, обращается в страховую компанию. Там ему представляют список региональных лицензированных операторов, которые имеют право проводить техосмотр. После этого он выбирает оператора, проходит техосмотр, получает полис и приезжает в регистрационное подразделение ГИБДД. При этом если талон ГТО уже имеется, например, человек сегодня купил новую машину и получил талон, действующий до 2014 г., ему не нужно будет заново проходить процедуру до истечения срока действия талона.
— Как сотрудники ГИБДД, работающие на улицах, будут определять исправность того или иного автомобиля при проверке документов?
— Законодатель предусмотрел, что полис ОСАГО будет выдаваться владельцу автомобиля только после того, как он пройдет техосмотр. Соответственно отпадет необходимость в самом талоне ГТО, кстати, и в Кодекс об административных правонарушениях будут внесены изменения, согласно которым штрафы за езду без такого талона взиматься не будут. При проверке документов у водителя наши сотрудники будут спрашивать полис ОСАГО, его наличие подразумевает, что машина технически исправна.
— То есть водители смогут ездить без талона ГТО?
— Я бы не торопился его выбрасывать, по крайней мере, еще год. Перед Российским союзом автостраховщиков сейчас стоит очень сложная задача — организовать нормальную работу всей системы технического осмотра при условии, что раньше они никогда этим не занимались. Некоторые вопросы будут решаться постепенно, как раз для этого и вводится переходный период до 2014 г. Так что талоны пока останутся.
Как, кому и сколько
— Есть ли в Волгограде предприятия, которые уже получили лицензию на проведение техосмотра? Будут ли какие-то изменения в порядке его прохождения?
— Вопрос о порядке лицензирования согласовывается в Минюсте, думаю, выдача лицензий начнется уже в ближайшие месяцы. Пока же могу сказать, что в Волгограде есть различные структуры, проводящие ГТО. Во-первых, это госпредприятие — областная станция диагностики автомобилей. Во-вторых, еще 14 коммерческих станций технического осмотра, которые на основании договоров с ГУ МВД России по области проводят техосмотр и осуществляют инструментальный контроль. Что касается порядка прохождения техосмотра, он, как и раньше, будет определяться несколькими документами — техническим регламентом, специальными ГОСТами, по которым проверяются автомобили. Это касается проверки уровня шума и уровня токсичности выхлопа, исправности тормозной и рулевой систем, внешнего вида машины, наличия аптечки, брызговиков, ремней безопасности и т. д. Естественно, будет проверяться исправность светового оборудования и светопропускная способность стекол.
— Сколько будет стоить техосмотр по-новому? На днях Минэкономразвития РФ сообщил о том, что средняя предельная плата может составить до 2 тыс. руб…
— Сейчас автовладелец оплачивает госпошлину — 300 руб., и, собственно, стоимость услуги, которая регламентируется на уровне региона. К примеру, в Волгограде за техосмотр легкового автомобиля плата составляет 302 руб. Так что непонятно, как в МЭР РФ определяли новые расценки. Видимо, придется ждать соответствующего решения областного управления по тарифам.
— Сможет ли частник без контроля государства обеспечить высокий уровень качества процедуры техосмотра?
— Сам инструментальный контроль проводить несложно — есть перечень необходимого оборудования, разработаны методики, которые будут взяты у нас. А вот что касается возможности договориться, то я не исключаю возникновения подобных злоупотреблений. Но все же совсем без контроля эту сферу государство не оставит, поэтому, надеюсь, новые правила помогут нам и облегчат жизнь автовладельцам.
— Есть ли статистика по ДТП, которые произошли из-за неисправности автомобилей?
— Любое происшествие — это всегда совокупность факторов. Пример: ночью на неосвещенном участке дороги водитель тонированной машины сбивает пешехода. Тут ведь проблема не только в запрещенной тонировке, из-за которой водитель не видит то, что происходит за пределами освещаемого фарами участка. Свою роль играет и неразвитость дорожной инфраструктуры с малым количеством фонарей, и, возможно, превышение скорости, а, может, и неосторожность самого пешехода. Чисто техническое ДТП в нынешнем году было всего одно: в Кировском районе у иномарки из-за неисправности шаровой опоры отвалилось колесо, и автомобиль врезался в столб. Но совсем без техосмотра нам нельзя, в этом я уверен. С начала года через станции ГТО прошло более 61 тыс. автомобилей, из них 2,5 тыс. эксплуатировались с различными нарушениями, а 517 несли непосредственную угрозу для жизни людей из-за неисправных тормозов, рулевого управления. Именно техосмотр помог нам остановить этих стальных убийц, не пустить их на улицы города.
Материалы полосы подготовил Антон БОРЦОВ.
ВРЕЗКА (986)
Две тысячи — за 35 минут
— В настоящее время в России около 3,5 тыс. операторов техосмотра, еще 3,2 тыс. компаний, входящих в Ассоциацию автодилеров, готовы получить аккредитацию РСА после того, как будет утвержден пакет необходимых документов.
— По новым правилам, для автомобилей, которые эксплуатируются менее 3 лет, техосмотр не требуется, от 3 до 7 лет — раз в 2 года, машины старше 7 лет должны будут проходить ТО ежегодно.
— Время прохождения ТО сократится на 15—20%, до 35 минут. Для этого упрощена проверка антиблокировочной системы тормозов, рулевого управления, исключена проверка маркировки ремней безопасности. Проверку смогут пройти и праворульные машины, а также американские автомобили с нестандартной оптикой.
— Минэкономразвития РФ и Федеральная служба по тарифам установили среднюю предельную плату за техосмотр — 2 тыс. руб. Но при этом в министерстве подчеркивают, что цена может быть скорректирована, и будет варьироваться в зависимости от региона.