Если снизить подати за сдачу жилья, все будут спать спокойнее
Государство в очередной раз взялось определить, что важнее: собрать больше налогов или стимулировать развитие рынка жилищного найма.
По данным статистики, приобрести квартиру в собственность сегодня может не более 8—9% трудоспособных россиян. Так что осень — время обострения жилищной проблемы для всех остальных. Ведь молодожены не хотят жить в одной квартире с вернувшимися с дачи родителями. Иногородние студенты, у которых начался учебный год, рвутся из тисков общежитского быта. Приезжие на заработки из сельской глубинки согласны на любую крышу, лишь бы она не текла и было тепло.
Так что снять в аренду скромное жилье — единственный для этих людей выход. А сдать свободные площади — зачастую единственный приработок для пенсионеров, безработных и людей с небольшим доходом. Когда интересы этих категорий населения сходятся на пороге пустой квартирки или комнаты, они просто договариваются о сроке аренды, помесячной цене и какого числа отдавать деньги.
Разумеется, что при таких расчетах налоговой службе сложно увидеть документ, который позволил бы потребовать уплату налога с дохода арендодателя. Декларации о доходах со сдачи квартир подают, как правило, владельцы немногочисленных элитных квартир. А остальные, посчитав побитую квартирантами сантехнику, мебель и посуду, пускают деньги на восстановление жилья, а не на налоги.
Так что подсчитать, сколько квартир сдается в аренду, практически невозможно. Однако в любом случае несобранные платежи складываются в кругленькую сумму, убеждены налоговики, которые не раз объявляли их сбор первоочередной задачей. Но результата пока нет. Как утверждает гендиректор столичного аналитического центра "Индикаторы рынка недвижимости" Олег Репченко, в борьбе с такими неплательщиками государство больше потеряет, чем найдет.
Ведь пока до суда дошло лишь дело москвича Владимира Аракчеева, который сдавал жилье в аренду, но два года утаивал с полученных доходов положенные 13% налога. Суд решил: согласно ст. 198 УК РФ виновному требуется уплатить штраф 100 тыс. руб. и всю сумму «забытых» налогов.
Федеральная налоговая служба пообещала, что подобные судебные процессы приобретут массовый характер в самое ближайшее время. Налоговиков поддержал и Президент Медведев. Он заявил, что рынок коммерческого найма жилья в данное время никак не регулируется государством, из-за чего Россия теряет часть доходов. Поскольку одними законодательными мерами с проблемой не справиться, его нужно выводить из тени под присмотром региональных властей и прокуратуры.
Некоторые цифры по теме назвал в одном из недавних выступлений и премьер-министр Путин. В 2015 г. правительство поставило целью сделать жилье доступным для трети населения страны. Если под термином «доступное жилье» понимать не только владение недвижимостью, но и возможность ее арендовать, такой цели достигнуть будет намного проще, уверен премьер. Он назвал цифры: в Москве сегодня доля зарегистрированной жилищной аренды не более 5%, в США до 35% населения проживает в съемном жилье, в Европе — до 60%, а если назвать конкретные адреса, то в Берлине доля таких квартир составляет 90%, в Стокгольме — все 100.
В качестве возможного выхода из ситуации Владимир Путин назвал развитие института доходных домов. В противовес черному рынку жилищного найма Москва и Санкт-Петербург уже начали создавать белый рынок с помощью создания системы доходных домов и системы бездотационных домов для очередников. При наличии такого прозрачного рынка плата и за остальную аренду жилья пусть медленно, но будет снижаться.
А что делать остальным российским городам, где доходные дома только в мечтах? К примеру, рынок жилищного найма в Волгограде никто не считал, но один из волгоградских риэлторов рискнул предположить: у нас сдается не более 1% жилья и спрос намного превышает предложение. При этом в городе немало квартир, которые стоят под замком из-за того, что потенциальные арендодатели не рассматривают сдачу жилья внаем как прибыльное дело.
Действительно, квартиранты могут бесследно исчезнуть, оставив после себя долги за жилье, телефон и коммунальные услуги, или разгромить квартиру до такой степени, что ремонт встанет владельцу втрое дороже прибыли. Квартиру могут использовать в криминальных целях — для хранения оружия, наркотиков или как притон. Ставки аренды за годы кризиса упали, а если еще и отстегивать налог, то выгоднее лишнюю квартиру продать и без всяких тревог получать свои проценты по депозиту.
То есть и без того крошечный фонд съемного жилья будет уменьшаться, что убийственно для бездомных граждан и не выгодно государству. Подсказку, как увеличить рынок жилищного найма и сделать его прозрачным, дала государственным мужам Российская гильдия риэлторов.
Ее президент Григорий Полторак признает, что основных проблем жилищного найма сегодня две — это потери доходов в бюджет и нецивилизованный уровень самих отношений найма. Пытаясь решить обе проблемы разом, государство не решает ни одной.
Потому Гильдия риэлторов предложила государству выбрать, что важнее: безуспешно взыскивать налоги за аренду или стимулировать развитие нормального рынка жилищного найма. Наверняка в первую очередь надо браться за вторую задачу: ее решение поможет увеличить мобильность населения и сделать более гармоничными процессы трудовой миграции. Потому риэлторы предлагают снизить ставки налога до 2—3%, либо отменить этот налог вовсе, либо ввести мораторий на налогообложение собственников квартир.
Конечно, к такому радикальному повороту событий в коридорах власти готовы не все. Но московские чиновники уже признают — если невысокий налог все-таки останется, то и количество налогоплательщиков повысится в разы. В свою очередь, государство могло бы стимулировать рынок, вводя требование обязательной гражданской ответственности для арендаторов и арендодателей, упрощая процедуры уплаты налога и отчетности, регистрации квартирантов и т. д. В таком случае словосочетание насчет спокойного сна будет касаться всех заинтересованных сторон, а не только налогоплательщиков.
Анна ЖЕЛЕЗНЯК.