Постоянная работа 24 часа в сутки — главный секрет успешного предпринимателя
Терпение и труд к успеху ведут
Предприниматели — удивительные люди. В создание своего предприятия они вкладывают колоссальную целеустремленность, трудолюбие, энергию. И несмотря на то что в нынешней экономической ситуации развивать бизнес им становится все сложнее, они держатся и подают пример тем, кто только задумывается об открытии своего дела.
О том, какие шаги проходит предприниматель на пути к стабильному бизнесу, беседуем с директором крупнейшей компании, специализирующейся на ремонте и продаже насосного оборудования, Геннадием Ловягиным.
— Геннадий Михайлович, ваша фирма существует более десяти лет, с чего все начиналось?
— Компания была основана в 1995 году. Предприятие занимается продажей и ремонтом насосного и животноводческого оборудования. Я был знаком с этой продукцией, знал производителей, поэтому захотелось создать свою организацию, которая отличалась бы гибким подходом к поставщикам и клиентам. Тогда очень удачно совпали мое желание и потребность рынка. Сначала работали с заводами по договору комиссии, то есть получали от предприятий комиссионное вознаграждение за проданное оборудование.
В 1997 году в нашу небольшую команду пришли новые люди, которые внесли свежие идеи в наш бизнес. Мы стали осваивать новое направление — занялись реализацией сельскохозяйственного оборудования. В 1998 году смогли приобрести помещения и автомобили, а в 2000 году обучили работников, таким образом, у нас появился цех по ремонту насосов.
— С какими сложностями вам пришлось столкнуться в процессе основания и деятельности вашей организации?
— Мы открывались в непростое время. Тогда в России в целом отмечался дефицит наличных средств, многое делалось на бартер, у нас 80% расчетов велись таким образом. А так как наши основные клиенты — фермеры, то рассчитывались они сельхозпродукцией. Нам приходилось заключать договора с муниципальными учреждениями, магазинами, поставлять туда продукты питания и таким длинным путем получать живые деньги.
Еще одна трудность — дорогие процедуры аттестации.
Во время дефолта в 1998 году тоже пришлось несладко, какая-то часть денег в банке все-таки сгорела. Чтобы работать без потерь, приходилось трудиться в очень интенсивном режиме, оперативно реагировать на изменения рынка. Сейчас сталкиваемся с нехваткой оборотных средств. Оформление кредита на предприятие — долгая процедура, и заемные средства далеко не дешевы. Кроме того, наш рынок сбыта целиком зависит от погодных условий, от ситуации в сельском хозяйстве в целом. Сильные морозы, длительная засуха сильно бьют по карманам наших клиентов-фермеров, а значит, и по нам тоже.
Трудностей всегда хватает, но мы стараемся на них не зацикливаться, а больше работать и прикладывать максимум собственных усилий.
— Как обстоят дела сейчас и каковы планы на будущее?
— Мы стараемся развиваться дальше и удерживать свои позиции на рынке. Это непросто, но благодаря сплоченному коллективу единомышленников нам это удается. Сейчас у нас сложилась постоянная клиентская база. Наши клиенты нам доверяют и часто приходят с благодарностью. Мы регулярно участвуем в различных выставках. Конечно, хотим расширяться, увеличить рынок сбыта, пополнить список поставщиков и предприятий, с которыми мы сотрудничаем по ремонту оборудования. Вообще мы хотим большей поддержки не себе, а нашим клиентам — сельхозпроизводителям. Ведь именно от их благополучия зависит наша стабильность. В последнее время сталкиваемся с тем, что люди во многом себе отказывают. Вместо того чтобы установить более современное и высокотехнологичное оборудование, ремонтируют безнадежно устаревшее. А хочется, чтобы технологии проникали в сельское хозяйство и животноводство в большей степени.
— В чем секрет стабильной работы вашей фирмы? И какой совет вы могли бы дать тем, кто только собирается открывать собственное дело?
— Секрет только один — много работать. Не надеяться, что кто-то придет и сделает дело за тебя или даст денег. Быть предпринимателем — это тяжелый каждодневный труд, и это нужно понимать, вступая на путь бизнеса. Тем не менее свое дело — как ребенок, когда радуешься каждому шагу, каждой удаче. Это независимость, моральное и финансовое удовлетворение от работы, которую сделал ты сам! Совет начинающим — не бояться проявлять инициативу, верить в успех и не лениться.
На наиболее актуальные вопросы предпринимателей отвечают специалисты:
Что делать новичку?
— Я хочу создать свой бизнес, но не знаю, с чего начать.
Татьяна ШИБЧЕНКО, председатель правления региональной общественной организации «Волгоградский центр защиты и развития бизнеса «Дело»:
— Задачи предпринимателя, во-первых, реализовать себя, а во-вторых, принести что-то полезное обществу и получить от этого доход. Чтобы организовать свое дело, нужно в первую очередь изменить мышление. Предприниматель, даже когда просто идет по улице, видит, каких услуг не хватает и как на этом можно заработать. Новое предпринимательское мышление — это когда ты не продаешь услугу, а делаешь так, чтобы за ее существование говорили спасибо. Кроме того, нужно создать свой образ бизнеса, написать для себя бизнес-план, в котором четко ответить, для чего производится товар, кто будет покупателем, кто будет выполнять работы, как это будет реализовываться, посчитать прибыль и затраты. Еще один момент — выбор модели бизнеса и создание команды специалистов-единомышленников.
— Действуют ли в Волгоградской области механизмы поддержки предпринимателей?
Светлана ФОМИНА, начальник отдела мониторинга, анализа и планирования управления развития предпринимательства администрации Волгоградской области:
— В нашем регионе продолжается реализация долгосрочной областной целевой программы по поддержке развития малого и среднего бизнеса. На этот год в бюджете области на эти цели предусмотрено 55,8 миллиона рублей. Для предпринимателей возможны: субсидирование части затрат на плату по договорам финансовой аренды (лизинга); части затрат на оплату образовательных услуг; части затрат на сертификацию; части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях; части затрат начинающим малым инновационным компаниям, созданным бюджетными научными и образовательными учреждениями; оказание поддержки субъектам молодежного предпринимательства; субсидирование части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства — действующим инновационным компаниям; оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям; части затрат, направленных на повышение энергоэффективности их производств; субсидирование экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
— Где можно найти недорогой оборудованный офис?
Олег РЯБУХИН, директор ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор»:
— На льготной основе взять в аренду офис можно в нашем «Бизнес-инкубаторе». Первый год аренды обойдется в 40% среднерыночной стоимости, второй год — 60%, третий год — 100%. Бесплатно мы предоставляем оргтехнику, мебель, телефоны, высокоскоростной Интернет. Кроме того, специалисты «Бизнес-инкубатора» оказывают консультационную поддержку по всем вопросам, связанным с началом бизнеса, и бесплатные юридические услуги. Также мы проводим обучающие семинары, курсы повышения квалификации для предпринимателей.
— Как найти партнеров в других регионах?
Виктория АФАНАСОВА, руководитель Волгоградского представительства Европейского информационного корреспондентского центра:
— Мы бесплатно предоставляем поддержку субъектам предпринимательства в поиске партнеров как в России, так и за рубежом. У нас существует единая база, любой предприниматель может обратиться к нам, и мы поможем подобрать наиболее интересные предложения. Кроме того, мы организуем деловые миссии и базы контактов. Недавно шесть волгоградских компаний побывали с деловой миссией в Чувашской Республике, а еще две организации приняли участие в международной выставке в Италии, причем участие в мероприятии, проезд и проживание были оплачены принимающей стороной.
Любовь КОЛЕСНИЧЕНКО