Три дня, с 5 по 7 октября, участники форума региональных СМИ «Новая медиа-Россия» обсуждали проблемы развития отечественного медиарынка. Форум прошел под патронатом правительства Волгоградской области. Кроме пленарных заседаний была организована работа в секциях, проведены мастер-классы. Насыщенной была культурно-развлекательная программа: участники форума побывали на Мамаевом кургане, сыграли в футбол, пообщались на природе в дружеской непринужденной обстановке. За организацию мероприятия и радушный прием правительство Волгоградской области получило от журналистов оценку «отлично».
Медиафорум собрал более 200 участников со всех уголков России. Открывая форум, губернатор Сергей Боженов отметил: «Уже сегодня область начинает набирать обороты в производстве товаров народного потребления, нефтехимии, оборонном комплексе и сельском хозяйстве. Регион позитивно развивается, и от работников СМИ во многом зависит, каким будет отношение людей к переменам».
−Безусловно, дать старт новому всероссийскому форуму для нашего региона — большая честь и ответственность. Мы постарались сделать образовательную программу интересной и полезной для всех его участников. Сегодня существует немало проблем, решение которых можно найти, только объединив усилия. Например, вопрос коммуникаций региональных журналистов с местными и федеральными органами власти, перспективы печатных СМИ в условиях развития Интернета и многое другое, − подчеркнула министр печати и информации Волгоградской области Ольга Дьякова.
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин обратил внимание на то, что «сегодня человек получает информацию не только из газет и журналов, телевидения и радио. Он многое находит в Интернете. И это хорошо, потому что растет конкуренция. СМИ должны найти ответ на этот вызов. Мероприятия, подобные форуму «Новая медиа-Россия», помогут средствам массовой информации привлечь читателей, а значит, стать более сильными и интересными».
После открытия форума почетные гости оценили презентации волгоградских изданий, затем началось пленарное заседание на тему «Региональные СМИ и власть: возможности, ожидания или требования?». Проблему взаимоотношений власти и СМИ, по мнению замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, можно рассматривать с двух аспектов. Первый — когда средства массовой информации воспринимают власть как источник получения средств по договорам сотрудничества. С другой стороны, для СМИ власть — один из самых мощных ньюсмейкеров: здесь разрабатываются серьезные документы, принимаются стратегические решения, которые всегда вызывают большой общественный интерес. Конструктивно выстроить отношения власти и СМИ — задача непростая. Если издания и каналы работают по принципу «чего изволите?», они, как правило, не интересны широкой аудитории. Для власти подобные СМИ — это неработающий инструмент. Есть в этом вопросе и другая крайность, когда СМИ стремятся повысить свою популярность только за счет негатива и критики власти. Это тоже непродуктивный подход, поскольку со временем люди перестают верить такому изданию и его популярность падает.На пленарном заседании также обсуждался вопрос целесообразности государственной поддержки СМИ. Например, должно ли государство отказаться от этого? «Я считаю, что если государство уйдет из такого сектора, как районные газеты, то мы убьем районки. И в этом случае мы оставим без информации примерно 15—20% российского населения: поскольку Интернет пока не дошел до глубинки. Поэтому отказываться государству от местных газет нельзя», — подчеркнул Алексей Волин.
Главный редактор «Вечерней Москвы» Александр Куприянов подчеркнул, что ментальность российского читателя в корне отличается от отношения к информации западного читателя. Американский способ подачи информации — факты и только факты — не прижился в России. «Российский читатель всегда будет обращаться к авторскому тексту, отмеченному не только особой стилистикой, тональностью, качеством, но и эксклюзивностью подачи».
В секциях журналисты обсудили проблемы религиозной и этнической толерантности в региональных СМИ, особенности работы при освещении ЧП, важность патриотической риторики — как и зачем писать о войне.
Второй день форума был посвящен теме качества и оперативности подачи информации. В большинстве случаев читателю важна простота и оперативность получения материалов. Поэтому в новостном жанре необходимо как можно быстрее выдать факт, комментарий, фото- или видеоизображение, аудиофайл, а по возможности представить все в комплексе. Часть СМИ сама производит новости, другие берут их от ньюсмейкеров, третьи используют комбинированную схему. Управлять такой комбинацией очень сложно. Медийщикам важно понять, что современное развитие общества требует от СМИ разносторонних форм подачи информации. Печатные издания, теле- и радиокомпании существенно расширяют свою целевую аудиторию, если создают свой сайт в Интернете. В идеале это должен быть мультимедийный портал с текстовым наполнением, фото, видео, аудиофайлами, инфографикой, удобной поисковой системой и т. д.
Подводя итоги форума, его участники отметили, что за рамками трехдневного мероприятия осталось еще немало вопросов, ответы на которые можно найти только в кругу единомышленников. Но, как заверила исполнительный директор Ассоциации руководителей региональных СМИ Софья Дубинская, общение в таком формате станет традиционным. От имени всех участников форума «Новая медиа-Россия» ректор академии бизнеса Константин Огнев поблагодарил правительство Волгоградской области за радушный прием и отличную организацию мероприятия.