Мечта Шаляпина претворилась в жизнь на сцене «Царицынской оперы»
У оперы «Алеко» появился пролог и яркий характер героя.
Вчера, 14 марта, в «Царицынской опере» давали «Алеко» - уникальный спектакль, «дописанный» режиссером Валерием Раку. Вступительная часть родилась из романсов Сергея Рахманинова, дополнилась пластическими решениями, проявив характер главного героя в полной мере. Эксперимент на основе музыкального и литературного материала великих классиков С. Рахманинова и А. Пушкина стал открытием для оперного театра не только Волгограда, но и страны.
О том, как создавался спектакль, насколько сложно было сочинять дополнительный акт с нуля и как отреагировали на это актеры и зрители, рассказал сам режиссер оперы «Алеко», заслуженный деятель искусств России, член Международного Вагнеровского общества, режиссер московского театра «Новая Опера» Валерий Раку.
- Валерий Васильевич, вы сразу согласились поставить спектакль «Алеко»?
- Мне всегда нравилась музыка Сергея Рахманинова, но к опере «Алеко» я никогда не прикасался, хотя и любил это произведение. Когда мне предложили стать режиссером этого спектакля, я с удовольствием согласился. «Царицынская опера» для меня очень дорога. В 90-е годы я принял активное участие в создании в Волгограде оперной антрепризы, первым спектаклем которой стала в 1993 году опера «Чио-Чио-Сан» Дж. Пуччини.
- С чего началась работа над спектаклем?
- Опера «Алеко» одноактная. Главный герой появляется как человек из космоса. Поэтому у меня сразу появилась мысль поразмышлять о его жизни до появления в цыганском таборе. Я тогда задумался: А какой Алеко? Откуда он появился? Из какого мира и чем он живет? Что привело его в табор, ведь цыгане свободолюбивый народ? Они не приемлют насилия, для них нормой является переходящая любовь. У них другое восприятие жизни, другие ценности. Многие наши соотечественники совершают ошибки, когда переезжают в другие страны, но пытаются жить там по российским законам, с российским менталитетом. Так же и Алеко продолжал жить по своим принципам в цыганском таборе. Мысль о появлении вступительной части в опере подкрепилась просьбой друга Сергея Рахманинова Федора Шаляпина о создании пролога. На базе музыки великого композитора воссоздан мир, образ жизни Алеко до прихода в табор.
- Можно сказать, что мечта великого Федора Шаляпина претворилась в реальность на сцене «Царицынской оперы»?
- Да. Впервые языком музыки вместе с артистами мы создавали вступительную драматическую часть спектакля. В этом принципиальная новизна оперы «Алеко». Мы с нуля создали первый акт, и появилось новое удивительное произведение.
- Как отреагировали артисты оперы?
- Было сложно. Артистам легко давалась написанная часть оперы, а вот со вступительным драматическим прологом пришлось поработать. Важно было донести мысль, что мы вместе создаем это произведение. У нас было очень мало времени, но мы справились. Артисты театра «Царицынская опера» замечательные, с ними можно делать яркие эксперименты.
- Не планируете посмотреть, «почистить» спектакль, ведь ему уже исполнился год со дня премьеры?
- Скорее вернуть эмоции, зарядить артистов на ощущение рождения на сцене уникального спектакля - оперы «Алеко».
Анжела Буцких