Монголы верили, что жемчуг помогает сохранить женское здоровье
В Волгоградском областном краеведческом музее представлен наряд юной монгольской невесты.
Самым популярным экспонатом, который привлекает внимание всех посетителей выставки «Золотая Орда. Тайны исчезнувшей цивилизации», особенно женщин, стал традиционный монгольский свадебный наряд.
- Юная красивая невеста в половине шага от того, чтобы стать женой. Она в красном костюме, который традиционно выполнен из китайского шелка. Красный – символ огня, солнца и… страсти. Красный так же считается королевским цветом, который использовался в нарядах для самых торжественных моментов, - рассказывает Наталья Комарова, научный сотрудник музея.
Невесте, скорее всего, от 11 до 14 лет, не больше - восемьсот лет назад были другие традиции. Девочкой она могла быть привезена в семью будущего супруга и еще какое-то время проживать там до дня свадьбы.
- По традициям того времени женщины в Монголии ценились очень дорого. Видимо, этому предшествовал какой-то небольшой демографический перекос, - объясняет Наталья Комарова. - Просто так ее в семью взять было невозможно. Мальчику будущую супругу подбирали с девяти лет, когда он проходил обряд инициации и становился мужчиной. Чтобы доказать свою зрелость, юный монгол должен был принести в дом шкуру волка, добытую собственноручно.
К этому времени родители начинали готовить сына к супружеству и собирать средства для выкупа невесты. К слову, монеты можно было заменить работой. Будущего мужа отправляли в семью невесты на труды праведные – таким образом он возмещал ее близким скорый отъезд дочери, а следовательно лишение работника.
Традиционный свадебный халат, который девушка надевала в торжественный день, делался запашным, отчего увеличивается расход ткани на его изготовление. Пояс отсутствует, так как считалось, что опоясанная женщина не сможет в будущем благополучно рожать детей.
Рукав-карман свадебного халата с плотно облегающей манжетой выполнял функцию сумочки. Да-да, все свои дамские штучки молодая складывала именно туда, ближе к телу. Два рукава – две сумочки при себе … По-женски мудро!
- Чтобы прийти к этой реконструкции музей шел долгим путем. Ткани восстанавливали по небольшим фрагментам, найденным волгоградскими археологами в погребениях во время раскопок Золотоордынского города в 1990-х годах, - отмечает научный сотрудник. Одна из таких находок – бокко, женский головной убор из золототканой византийской парчи и послужила мастерам главным образцом.
Сам по себе этот головной убор носил утилитарный характер – под него полностью убирались волосы. На висках бокко обязательно украшали жемчугом. Именно этот камушек, считалось, защищает женское здоровье. Кстати, первые серьги юной монголки тоже должны были быть с жемчугом и ничем иным. Помещали камень не только в золото, но и в обычное железо. Золотые украшения носила исключительно богатая знать.
Сверху бокко обтягивался берестой, которая сшивалась толстыми нитками. По форме эта основа напоминает остроносый сапожок или шею лебедя. Высота такой конструкции могла доходить до 1 м. И снова о женской хитрости. Мастерилось все это многоэтажье не просто так: на сапожок во время праздников женщина вешала украшения, которыми ее одаривал супруг. Ну, а если украшений было не так много, муж понимал немой укор и, конечно, спешил исправить ошибку, чтобы не прослыть скупым.
Но кто же признается , что всё так просто? Конечно, была придумана красивая легенда происхождения бокко. Якобы, Праматерь Лебедь нырнула в пучину океана, подняла со дна его жемчужину и создала мир. Каждая женщина, становясь женой, создаст свой мир. Мужчина, оказывается, здесь совсем ни при чем.
Ещё одной удачей археологов стал фрагмент золототканого китайского шитья с символическим рисунком под названием «Полет дракона за пылающей жемчужиной». Бронзово-золотой цвет, конечно, не мог оставить равнодушной ни одну модницу той эпохи, чем и воспользовались хитрые древние китайские «пиарщики», придумавшие ткани такое название.
В наши дни волгоградским музейным работникам для воссоздания образа монгольской невесты отрез пришлось заказывать индийским мастерам, которые изготовили ткань вручную.
- Наряд невесты, представленный на нашей экспозиции считался бы очень богатым, статус невесты, надевшей его - не меньше супруги племенного вождя, - комментирует Наталья Комарова. – Если женщина проживала годы в счастливом браке, свой свадебной наряд она передавала из поколения в поколение.
К слову, так поступают многие наши современницы, искренне веря в магию вещей. Иногда это действительно работает!