Элита против: кому выгоден скандал вокруг новой дороги в Волго-Ахтубинской пойме
К диалогу, как оказалось, готовы не все.
Сегодня третий пусковой комплекс мостового перехода через Волгу можно назвать дорогой жизни. Время доказывает: масштабный проект необходимо реализовывать, и чем скорее это будет сделано, тем лучше – ни люди, ни природа уже не выдерживают того, что происходит сейчас на старенькой трассе, пролегающей через пойму. Многокилометровые пробки стали следствием того, что нагрузка на транспортную артерию в несколько раз превышает её возможности. Однако нашлись и те, кто выступил против нового строительства. В чём суть противостояния? Попробуем ответить и на этот вопрос, но обо всём по порядку.
«Дорога нужна как воздух!»
– Если бы вы знали, как мы нуждаемся в новой дороге, – делится с «Городскими вестями» директор МОУ СОШ х. Бурковского Ольга Попкова. – Из-за загруженности трассы автобус, который из нескольких хуторов подвозит в школу детей, постоянно простаивает в километровых пробках. Порой ученики элементарно не могут перейти дорогу, чтобы попасть на урок. И всему этому виной транспортный коллапс.
Ольга ежедневно добирается на работу из Краснослободска и уверяет – со временем проблема только нарастает.
– Необходимость строительства дороги обсуждается не только в нашем учительском коллективе. Местные жители, родители наших учеников, также обеими руками «за»! Все говорят, что дорога эта нужна как воздух! – добавляет она.
То же самое слышат и члены рабочей группы при региональном экосовете, созданном при Волгоградской областной Думе. Новый орган стал мостиком между жителями и властью. Общественники совместно с проектировщиками и чиновниками провели уже ряд выездных встреч. Последняя из них состоялась 16 октября с жителями хуторов Закутский, Маслов и Госпитомник Фрунзенского сельского поселения. Именно эту территорию в основном затрагивает новое строительство.
– Люди должны знать, что из себя представляет проект и как он будет реализовываться на практике. Должны иметь возможность услышать ответы непосредственно из уст специалистов профильных ведомств, – считает председатель экосовета Ирина Соловьёва.
Парламентарий особо подчеркнула: встречи будут продолжены, пока не останется ни одного вопроса.
Корневая тема
Существующая дорога Волгоград – Краснослободск – Средняя Ахтуба давно не справляется с возросшей в пять раз нагрузкой. Каждый день здесь проходит свыше 30 тысяч различных машин. Многочасовые пробки не единственный кошмар для автомобилистов и местных жителей. Это ещё и загазованность воздуха, и частые аварии.
– Новая автомобильная дорога будет иметь протяжённость 13,5 километра и несколько искусственных сооружений. Это технически достаточно сложный объект, но не уникальный. Он предусматривает несколько мостовых переходов через ерики, в частности, большой переход через Верблюд и Судомойку, – уточнил на встрече с жителями директор компании-проектировщика Юрий Ершов. – Трасса будет проходить по пятиметровой насыпи, не иметь примыканий. Такое техническое решение позволит ограничить съезд транзитного транспорта на обочину, а значит, минимизировать его попадание на территорию поймы.
Сейчас водители, не желая стоять в пробках, пытаются уходить с дороги, маневрируя через рощи и дубравы.
– Живу с семьёй в хуторе Госпитомник, – делится Марина Ведмецкая. – Водители, которые хотят объехать пробки, стали пользоваться нашей улицей Дубовой. В основном это полугрузовой транспорт. Понятно, что они торопятся и положение безвыходное. Но терпеть потоки постоянно несущихся машин мимо дома становится невыносимо. Есть и другая проблема – чтобы добраться до магазина через дорогу, нам приходится чуть ли не цирковые трюки проделывать. Машины идут по трассе след в след круглосуточно, пешеходов они и не думают пропускать. Все мои соседи также ждут строительства новой дороги. Она избавит нас от множества бед.
Помимо прочего из-за лихих и неаккуратных водителей растёт число пожаров, в пойме за последние годы выгорело более двух гектаров леса, свидетельствуют местные жители.
Один к пятнадцати
Реализация проекта третьего пускового перехода не только вернёт автомобилистов в нужное «русло», но и компенсирует неминуемую при строительстве вырубку деревьев. Расчёт делается даже не в соотношении «единица за единицу», а со значительным превышением – пятнадцать новых деревьев вместо одного срубленного.
– Подрядчик должен будет высадить в Волго-Ахтубинской пойме в 2022 году деревья на 42 гектарах лесных угодий. При этом численность саженцев дуба на каждом участке должна составить не менее 2,5 тысячи единиц, – отмечает зампредседателя областного комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Елена Православнова. – Если нормы будут нарушены, подрядчика обяжут досадить недостающее количество и довести поросль до необходимых параметров. Повторяться это будет до тех пор, пока не получится необходимый результат. Только затем лесничества примут эти деревья на свой баланс и продолжат уход за ними.
Жительница одного из хуторов Елена Целикова подняла не менее важную тему:
«В пойме появляется всё больше недобросовестных предпринимателей. Мы видим, что многие открывшиеся здесь рестораны и дома отдыха, богатые домовладельцы забирают воду себе напрямую в неограниченном количестве, при этом сбрасывают неочищенные стоки прямо в ерики. Нам это очень не нравится!»
Вопросы, прозвучавшие во время встречи, взяты «на карандаш». Следующая встреча пройдёт уже на этой неделе.
Простые и непростые
Если простые жители Среднеахтубинского района очень даже не против стройки, то тогда кто же раздувает «зелёное» противостояние?
– Это владельцы дорогой и эксклюзивной пойменной застройки, – уверен член Клуба экспертов Нижнего Поволжья Евгений Калинин. – В своё время, пользуясь связями, служебным положением, они возвели в идеальной природной локации свои дорогущие коттеджи. Причём основная капитализация их недвижимости – это как раз экоопции и относительная уединённость коттеджного посёлка. Это как московская Рублёвка: здесь свои порядки, своя атмосфера. Чужих не любят и не ждут. Чтобы сохранить высокую капитализацию своей недвижимости, они выступают единым «дубовым» фронтом против строительства магистрали, которая должна пройти в окрестностях элитного посёлка. Безусловно, обитатели «элитки» обладают ресурсами и достаточным количеством средств, чтобы организовать протестную кампанию в соцсетях с призывами остановить строительство новой трассы третьего пускового комплекса мостового перехода через Волгу. В публичной полемике новоявленные экоактивисты выбрали самую выгодную позицию – ратуют за экологию, записываются в друзья к Гретте Тунберг. Но где были эти аргументы, где была забота о природе, когда те же самые дубы рубили направо-налево, расчищая площадки под домостроительство? Их сегодняшние слёзы – крокодиловы. Главная цель радетелей, как обычно, в тени дубов: никого и ни под каким предлогом не пустить на территорию, которую они уже давно считают своей. Это уже вопрос принципа – мы здесь власть!
Почувствовать себя в «шкуре» тех, кто сегодня живёт у перегруженной трассы «элита» не жаждет. Даже с учётом того, что от их «избушек» магистраль окажется не так уж и близко. Ну и, конечно же, слышать доводы о том, что посадки будут компенсированы и общественники контролируют каждый шаг строителей, нувориши не собираются.
Мария Серова