Солист балета Алексей Михеев: Я приезжаю в Волгоград как к себе домой
Премьер Саратовского театра оперы и балета, заслуженный артист РФ Алексей Михеев уже более пяти лет с удовольствием сотрудничает с волгоградским театром «Царицынская опера». Накануне приглашённый солист балета блестяще исполнил главную роль цирюльника Базиля в премьере – балете «Дон Кихот» Л. Минкуса, которая с успехом прошла в учреждении культуры. Артист ведёт насыщенную гастрольную деятельность, работал в Японии, Мексике, Испании, Италии, Франции, Африке, сотрудничает с балетными труппами Москвы, Астрахани, Волгограда, Румынии. Он рассказал в интервью о своих проектах и участии в шоу «Большой балет» на телеканале «Культура».
Партнёр отвечает за безопасность, партнёрша за красоту
– Алексей, расскажите, какие партии вы исполняли в театре «Царицынская опера»?
– Я исполнил все главные партии балетных спектаклей, которые идут на сцене «Царицынской оперы». Теперь и партию влюблённого в Китри Базиля. Мне очень нравится балет «Дон Кихот» Л. Минкуса. Это моя любимая Испания, самая лучшая на мой взгляд страна – свободная, толерантная, жизнерадостная. Туда приезжаешь и моментально включаешься в драйв – «Hola», «Amigos». Многие, когда слышат название «Дон Кихот» путают балет с произведением Мигеля Сервантеса. А здесь музыка, любовь, зажигательные ансамблевые танцы завораживают с первого выхода на сцену. Драйвовый спектакль заводит с первых аккордов, его энергетика буквально сносит с ног.
– Вы много гастролируете, есть с чем сравнить. Как вы чувствуете себя в театре «Царицынская опера»?
– Я приезжаю в театр «Царицынская опера» как к себе домой. Мне очень комфортно работать здесь. Здесь можно жить, здесь колосники, сцена, запах театра… Мои коллеги по театру «Царицынская опера» – профессионалы своего дела, отзывчивые и приветливые. Я работаю с балеринами, с которыми уже «станцевался». Мне очень комфортно работать в паре с Маргаритой Таракановой. Она такая «зажигалочка», мы с ней постоянные партнёры. Дважды я танцевал со Светланой Яковлевой и один раз с Ольгой Туаевой. У меня остались самые приятные впечатления.
– Алексей, наверное, непросто найти общий язык с разными партнёршами?
– У меня был прекрасный педагог по дуэтному танцу в хореографическом училище Александр Федорович Санин. Мой жизненный опыт тоже во многом помогает мне понять своего партнёра и найти общий язык. Поначалу у меня были моменты, когда выходил на сцену в конфликте. Эти ощущения очень мешали в танце, чувствовалось напряжение. А это категорически нельзя показывать зрителю. Сейчас мой опыт помогает сглаживать мне любые недопонимания.
– В балетной паре мужчина занимает лидирующую позицию?
– По-разному у всех пар. Я стараюсь прислушиваться к своей партнёрше по танцу, но, как правило, веду я и говорю как лучше, удобнее для нас. Я считаю, что за исполнение танца отвечают оба. Но в плане ведения, музыкальности и безопасности ответственен я, партнёрша следует, доверяет мне и украшает танец.
– Наверняка были ситуации, когда в танце что-то пошло не так…
– Самые курьёзные моменты случаются, когда забываешь порядок или отключаешься буквально на секунду. Однажды в спектакле «Вешние воды» В. Кобекина с Кристиной Кочетовой случилась ситуация в поддержке: я её поставил и отошёл. Она начинает падать, она мне доверяет, она даже не согнулась, только глаза такие: «Ты нормальный?». Поймал буквально за считанные секунды… Или идёшь на балерину, она что-то маякует, а ты не понимаешь... А она не ту ногу на поддержку подняла, ноги не должно быть, а тут раз – быстро перепрыгиваешь и работаешь дальше. Опыт помогает быстро перестраиваться и находить выход в любой ситуации.
Как мальчишка-хулиган стал принцем
– Алексей, как вы стали артистом балета? С чего всё началось?
– Я начал танцевать с 6 лет. Мама привела меня в детскую школу искусств № 1. Мой первый педагог Нина Алексеевна Ермакова умело посадило «зерно» внутри меня. Я долго брыкался, отказывался заниматься. Мне нравилось танцевать, но я был таким хулиганом с окраины. Но я верю в судьбу. Именно она привела меня в балет. Как ещё можно объяснить тот факт, что в середине года я попал в хореографическое училище, куда я совсем не собирался. Тогда мне было 10 лет, я танцевал в хореографическом ансамбле «Фантазия» при детской школе. Моему педагогу поступил звонок из хореографического училища о появившемся месте, и она предложила занять его мне. Я не хотел, но меня посмотрели и сразу взяли, хотя мне не хватало опыта. Мой педагог и мама тогда настояли, я стал воспитанником хореографического училища. Кстати, моя мама мечтала стать балериной и воплотила в какой-то степени эту мечту во мне. В 2004 году окончил хореографическое отделение Саратовского областного училища искусств. В том же 2004-м стал лауреатом регионального балетного конкурса имени В. Адашевского. С 2004 года стал танцевать в Саратовском академическом театре оперы и балета. Набраться опыта в театре мне помогал мой педагог – народный артист России, заслуженный артист РФ Игорь Георгиевич Стецюр-Мова.
– Какая у вас была первая роль?
– Хорошо помню свою первую главную роль – принц Эльфов в детском спектакле «Дюймовочка». Меня выбрал режиссёр-постановщик, хотя я только пришёл в театр. Но я быстро понял, что правильно выбрал свой путь. Когда выходишь на сцену – получаешь адреналин, кайф, происходит энергообмен со зрителями, а для артиста сцена – это жизнь.
Успешный 2020 год
– Несмотря на то, что этот год у всех сложный, у вас он очень удачный. Вы получили звание заслуженного артиста Российский Федерации, приняли участие в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура».
– Получение звание заслуженного артиста стало некой ступенью, своего рода подтверждением моих заслуг – и это очень приятно. У меня было очень насыщенное лето. В июне я получил звание заслуженного артиста РФ, в июле уже начались съёмки четвёртого сезона танцевального проекта «Большой балет». А в сентябре мне посчастливилось стать экспертом классических танцев в творческой антишколе по хореографическому искусству на форуме «Таврида» в Крыму. Под открытым небом на берегу Чёрного моря проходили мастер-классы по самым разным творческим направлениям. «Таврида» – это уникальная образовательная платформа возможностей для молодых ребят. Я счастлив, что принял участие в этом форуме и познакомился с замечательными людьми. Я верю в судьбу и знаю, что все встречи и события происходят не случайно.
– Именно такой – судьбоносной для вас стала встреча с Софьей Гайдуковой – куратором проекта «Большой балет»…
– Да, Софья ставила в Саратовском театре оперы и балета мюзикл, где мы и познакомились. Совершенно неожиданным стал её звонок и предложение принять участие в проекте вне конкурса, когда мы все сидели на карантине. В это время жутко не хватало нагрузки и не было никакой мотивации. Всегда говорил себе, что быстро приду в форму, как только начну заниматься, как только станет известно, когда откроются театры. Конечно, я занимался, ездил на велосипеде, подолгу гулял с собакой. И тут звонок от Софьи Гайдуковой – это была судьба! Мы приняли вызов вместе с балериной Саратовского театра оперы и балета Кристиной Кочетовой. Восемь пар из ведущих театров со всей страны стали участниками амбициозного проекта. Мы были не в форме и за три недели с Кристиной в авральном режиме восстанавливали своё тело. Первую неделю все мышцы сковало, и мы просто работали через боль. Для шоу мы подготовили семь номеров: шесть репетировали в Саратове и один непосредственно в Москве. Нам необходимо было выучить совершенно новый номер «Реверберация» в жанре неоклассики. Для артистов классического балета это совсем не просто, там совсем другая хореография. Мы в течение трёх дней смотрели этот номер и просто не понимали, с чего начинать. Кроме того, обучение танцу проходило по онлайн-связи на английском языке с самим куратором – постановщиком Гарреттом Смитом. И это достаточно сложно. При личном контакте педагог может подойти, помочь, подсказать, кроме того присутствовал языковой барьер. В какой-то момент было отчаяние, накопилась гиперактивность, а выйти на сцену не получалось. Сложно было держать порядок в голове, музыка была необычная, с непонятными акцентами. Было ощущение, что у нас заработали другие мышцы, чувствовали себя по-другому, не могли полностью владеть своим телом… Но мы справились. В конце декабря будет гала-концерт, покажут наш финальный номер, в конкурсе три номинации: «Лучший дуэт», «Лучшая танцовщица», «Лучший танцовщик». С нетерпением ждём результатов.
– Алексей, вы дважды танцевали главные партии на сцене Большого театра?
– Мне очень повезло. Саратовский театр оперы и балета дважды выезжал на гастроли в Большой театр с балетами «Стальной скок» С. Прокофьева и «Вешние воды» В. Кобекина, оба спектакля поставил Кирилл Симонов. Первый спектакль «Стальной скок» прошёл на некотором страхе. Постановка была номинирована на премию «Золотая маска» в 2016 году. А «Вешние воды» я просто прожил как обычно. Не успел оглянуться – прошёл первый акт, то же самое случилось и со вторым актом. Постановка Саратовского театра оперы и балета участвовала в фестивале Ассоциации музыкальных театров «Видеть музыку» в 2019 году.
Голубая классика – это каноны, неоклассика – возможность выбора
– Вы всегда проживаете свои роли. А есть ли среди них те, которые не очень отзываются?
– Конечно, я проживаю все свои роли, по-другому невозможно в балете. Я не могу говорить и кричать, но языком тела я признаюсь в любви своим избранницам, страдаю, радуюсь... Я люблю все свои роли, но одна роль даётся мне сложнее – принца Дезире в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского. Это голубая классика, там слишком нужно быть принцем. Мне немного тяжеловато ощутить себя в этой роли, но я быстро «расхожусь» и включаюсь в процесс. Самое интересное, что принца в «Лебедином озере» я чувствую сразу, моментально включаюсь в роль Зигфрида. Там совсем другое амплуа. Я вообще люблю драму, такие спектакли как «Кармен-сюита» А. Алонсо, «Вешние воды» В. Кобекина, «Юнона и Авось» А. Рыбникова...
– Алексей, вам нередко приходится танцевать в жанре неоклассики. Сложнее или легче, чем исполнить классический танец?
– В неоклассике немного проще, есть возможность раскрыться побольше. В классике есть каноны, которые нельзя нарушать. В неоклассике есть возможность выбора – больше прогнуться, уйти по-другому, там можно «отпустить» тело.
– Чем занимаетесь помимо балета?
– Я бегаю, иногда штангу поднимаю, катаюсь на велосипеде. Сейчас занимаюсь танцами в стиле модерн (направление «Gaga dance»). Тело по-другому работает, раскрепощается, в этом танцевальном направлении получаю другие силовые нагрузки.
– Что для вас балет?
– Балет для меня – всё. Я поздно осознал, что балет – это моя жизнь. У меня все так последовательно складывалось, я просто танцевал. Однако в балете важна не только техника исполнения, но и эмоциональная подача танца, вспомогательные элементы, мимика. В 25 лет я осознал, что на сцене нужно жить и стал работать над внутренним состоянием перед подготовкой каждого образа. Тогда я стал осознанно работать над партиями, продумывать мимику, дополнительные движения. Очень большой опыт дал мне гастрольный тур по Испании с труппой Тимура Файзиева. Мы ездили по городам и провинциям, я танцевал партию шута. Тимур Леонидович первый обратил внимание на мои эмоции. Он тогда сказал мне: «Ты должен показывать, что ты шут». Я продумывал шутки, которые были в контексте спектакля, чувствовал себя шутом и мимически демонстрировал это. Зрители смеялись в голос. Тогда я осознал, что балет – это жизнь. Его нужно сыграть как драматический актёр. Любую роль, любой спектакль. Если ты вышел и красиво прыгнул – это цирк. А если ты вышел и прыгнул с чувством, эмоциональным посылом к своей партнёрше, то зрители обязательно почувствуют это и без слов.
– Ваша супруга тоже артист балета Саратовского театра…
– Мы живём в своём мире, у нас свои интересы и увлечения. Очень сложно найти своего человека из другой сферы деятельности.
– У вас растёт дочь, хотели бы отдать её в балет?
– Ей пока четыре года, есть время для принятия правильного решения. Я хотел бы, но супруга против. Но я точно знаю, что прямое попадание в быт – для меня это смерть. Поэтому было бы замечательно, если бы моя дочь занималась творческой профессией. Творчество даёт возможность перевоплощения, самореализации.
– Планируете заниматься преподавательской деятельностью? Есть ли у вас свои воспитанники?
– Пока я не ухожу в педагогику. Я просто не готов к этому. Для меня занятия с детьми – это огромная ответственность. Это не просто уроки – это может быть дорога в будущее, судьба, если хотите… «Лепить» будущее маленького человечка нужно умело. Сейчас я получаю дополнительное образование в Саратовском государственном университете по педагогическому направлению. Хочу построить методику обучения из своего опыта. Но это пока только мечты.
Анжела Буцких