Бюст Ивана Крылова, автор: Самуил Гальберг
Самые необычные произведения - в нашем путеводителе.
В музее Машкова хранится больше 10 тысяч произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства российских и зарубежных мастеров. Все они самобытны и прекрасны, каждое по-своему. Однако есть среди них настоящие жемчужины, о пяти из которых решило рассказать ИА «Городские вести» .
Муза бывает разной
Художник Петр Клодт настолько любил лошадей, что приводил их себе в комнату, а слепки с частей тела непарнокопытных лежали у него в шкафах.
С детства Петр любил животных. Он делал скульптуры только с натуры: в пристройке, где жили волки, медведи, лисицы и другие представители фауны. Но больше всего художник восхищался лошадьми. Перед тем, как приступить к работе, скульптор наблюдал за ними, подмечая каждое движение. Петр Клодт следил за этими животными везде – на рынке, в поле, на манеже, на конных базарах.
В искусстве его имя ассоциируется с ансамблем монументальной уличной скульптуры «Укротители коней» на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Композицию открыли в 1841 году. Причем скульптору пришлось вспомнить навыки литейного дела (этому обучали в артиллерийском училище) и самому руководить процессом изваяния фигур, так как глава литейного двора неожиданно умер.
Не менее известная работа скульптора – экорше (изображение человека или животного без кожи в анатомических подробностях) лошади, которое стало пособием для юных деятелей искусства в Академии художеств.
Одна из его работ, скульптурная миниатюра «Павшая лошадь и волк», хранится в музее Машкова.
Русский итальянец
«Это только засоряет мозги... мешают людям видеть вещи такими, каковы они есть» - так говорил скульптор Павел (или Паоло) Трубецкой о книгах. По его словам, их написано слишком много. Несмотря на отсутствие систематического художественного образования, Трубецкой собрал первую персональную выставку уже в 20 лет в 1886 году. Экспозиция состоялась в США.
Одна из его работ находится в музее Машкова – бюст голого Федора Шаляпина. С этим произведением связана забавная история. Трубецкой до того момента не лепил обнаженные фигуры. За это про него говорили: «Не любит, потому что не умеет». Скульптор доказал обратное, изобразив обнаженного Шаляпина (экспонат будет представлен на театральной выставке в апреле-марте в зале на проспекте Ленина, 21).
Трубецкой был известен в России, хотя родился в Италии. Одной из главных работ Паоло считают конный памятник Александру III. Он участвовал в конкурсе на создание этой фигуры и выиграл первую премию. Большая часть императорской семьи выступала против, считая памятник карикатурой. Но работу скульптор все же завершил. Памятник отливали больше полутора лет. Открытие состоялось в 1909 году (тремя годами ранее художник покинул Россию), но на это событие создателя даже не пригласили.
Уральский «Сеятель» в музее Машкова
Помните советские деньги, марки, облигации, выпускаемые Госзнаком, с изображением знаменитых фигур: «Красноармеец», «Рабочий», «Крестьянин» и «Сеятель»? Их вылепил уральский скульптор Иван Иванов (1887-1941), позже взял себе псевдоним Шадр (по образу родного города Шадринска на Урале). В 1922 году, после образования СССР, объявили конкурс на лучший дизайн купюры. Фигуры Шадра сразу выделились из многообразия других работ.
- Иванов вылепил каждую скульптуру в натуральную величину и предложил сфотографировать их с разных ракурсов, чтобы понять, пригодятся ли они для денежных купюр, - рассказывает старший научный сотрудник музея Машкова Ирина Преображенская.
В итоге все четыре фигуры «поселились» на советских деньгах, облигациях и марках. Один из «четырех мужиков Шадра» (так называют эти фигуры в народе) стоит в музее Машкова – «Сеятель». Лицо мужчины скульптор списал с жителя уральской деревни Прыговой. Когда Шадр говорил о нем, то вспоминал: «Подсел к старику, долго и пространно рассказывал ему о цели своего приезда в деревню и наконец спросил его, будет ли он для меня позировать... – «Окаянный, что ты меня улещаешь? Я на карточку-то отродясь не снимался, а ты с меня куклу стряпать хочешь, гадина этакая!» В итоге несговорчивый старик все же согласился. Но у него было условие - чтобы в деньги с его изображением не плевали. Крестьянина звали Киприан Авдеев.
С фигурой «Сеятеля» связана еще одна история - литературная. Скульптура появляется на страницах романа Ильфа и Петрова «12 стульев» в эпизоде, когда Остапу Бендеру на пароходе поручили нарисовать агитационный плакат.
Пугающий экспонат
Среди картин, скульптур и других произведений искусства в музее Машкова под стеклянным колпаком стоит черный и пугающий череп. Он «приехал» из Малого Харитоньевского переулка Москвы, из мастерской художника, в Волгоград. Вероятно, этот череп изображен на картине Ильи Машкова «Портрет художника А. И. Мильмана» (1916-1917). Картина написана в темных тонах. Образ вечности и смерти оказался созвучен биографии Адольфа Израилевича, который прожил 44 года, а 10 последних лет провел в постели из-за болезни.
Кстати, черепа нередко изображали на картинках. Если этот предмет добавляли к другим элементам натюрморта, то он сразу переходил в высшую философскую фазу vanitas – «суета сует», или «помни о смерти».
Часто он встречался у художников, которые писали так называемый ученый натюрморт (жанр закрепился у голландских мастеров в XVI веке). Мастера изображали книги, кисти, краски, музыкальные инструменты, географические карты и другие вещи, которые имели отношение к интеллектуальной деятельности. Как знак вечности они писали человеческий череп, напоминая о быстротечности жизни.
Если вы хотите познакомиться с искусством натюрморта, то можете посетить выставку музея «Праздник вкуса». Она работает до 12 марта в первом зале (проспект Ленина, 21).
Скульптор из круга Пушкина
В копилке музея Машкова хранятся работы сотен художников и скульпторов. За каждым из них стоит особая история. Например, в музее выставляется бюст поэта Ивана Крылова, выполненный в 1830 году Самуилом Гальбергом (экспонат можно увидеть в марте-апреле на театральной выставке – проспект Ленина, 21). Он в 1837 году снимал посмертную маску с Александра Пушкина. Его об этом попросил Василий Жуковский. Причем Гальберг не только снимал слепок, но и контролировал изготовление масок, которых было около 15. Как только они были готовы, Жуковский раздал их близким погибшего поэта.
В музее также хранится чашка, из которой мог пить Пушкин. Она «родственница» (из той же партии) кружки, что выставлена в Санкт-Петербургском музее-квартире классика. Кстати, в честь дня рождения Александра Сергеевича в музее Машкова пройдет видеолекция, где расскажут о прикладном искусстве пушкинской эпохи. Мероприятие состоится в годовщину гибели поэта 10 февраля, начало в 15.00.
Виктория Чернова