Как быть в ситуации, если дети по разным причинам вынуждены пропустить уроки или семья должна уехать надолго, а школу менять не хочется, рассказывают «Городские вести».
В редакцию обратилась мама 12-летней девочки. Она поинтересовалась: что делать, если ребенок был долго на больничном и не посещал занятия, а теперь директор вызывает родителей на педсовет?
Как действовать в подобных ситуациях, родителям поясняет начальник отдела общего и дополнительного образования департамента образования администрации Волгограда Галина Орехова.
- Отвечая на вопрос мамы, скажу, что при любой жизненной ситуации не должно быть нарушено право ребенка на образование, - комментирует Галина Орехова. – Если школьник заболел, семье военного нужно на время сменить место жительства или ребенку требуется часто ездить на соревнования - обо всех нюансах стоит предупреждать в первую очередь классного руководителя. И вместе уже решать, как ребенок будет учиться дальше. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает формы образования, которые помогут ребенку получить знания в любой ситуации.
Выучат каждого
Закон предусматривает несколько форм получения образования.
- Очная
Дети получают образование в школе, в том числе с использованием дистанционных технологий и индивидуального обучения. Все зависит от их состояния здоровья и медицинских рекомендаций.
Родители могут выбрать индивидуальную форму в связи с состоянием здоровья ребенка. Для детей с ограниченными возможностями здоровья в Волгограде работает центр по дистанционному обучению.
Для тех, кто часто уезжает, например в другие города на соревнования, предусмотрена дистанционная форма: ребята получают задания от учителей, общаются с педагогами по скайпу, а потом отчитываются и получают оценки.
- Заочная
Это система зачетов и экзаменов. В основном образование по такой форме получают в вечерней школе.
- Очно-заочная
Совмещает две предыдущие формы.
Обучение вне школы возможно в форме семейного образования (1-9 класс) и в форме самообразования (10-11 классы).
Семейное образование
Эту форму родители выбирают по согласованию с детьми. О своем решении необходимо уведомить территориальное управление. Для этого нужно написать заявление с просьбой отчислить ребенка из школы и перевести на семейное образование.
Важно: личное дело остается на руках у родителей, ребенка прикрепляют к школе только для прохождения промежуточных аттестаций. Это может быть любая школа: та, где ребенок учился раньше, или любая по выбору родителей.
- Обращаю внимание, что при семейном образовании, школа гарантирует только организацию аттестации, - уточняет Галина Орехова.
Вся ответственность за получение знаний, освоение учебного материала переходит к родителям.
Перед каждой промежуточной аттестацией ребенок может посетить консультацию по каждому предмету – не менее 2 часов.
График проведения аттестации согласовывают с родителями, но они не вправе требовать переносить ее сроки. Семья может обратиться в территориальное управление и выбрать другую школу, в которой сроки аттестации устроят.
Форма проверки знаний может быть любая: сочинение, диктант, контрольная работа, тесты. Ее составляют в рамках изученного материала и утверждают приказом.
Промежуточная аттестация в 1-8 классах может проходить 1 раз – в конце учебного года (по согласованию с родителями). В 9 классе ее проводят минимум 2 раза. Не менее чем за 3 месяца до допуска к итоговой аттестации ребенок должен пройти ее второй раз.
Школьники могут выбрать семейное образование для нескольких предметов. Например, в такой ситуации, когда ребенок пришел в новую школу, а там преподают иностранный язык, который он раньше не изучал.
Переход на семейное образование возможен в любое время учебного года, но в начале это сделать проще.
- Выбирая семейную форму образования, родители должны не только взвесить все плюсы и минусы, но рассчитать собственные силы, - рассказывает детский психолог Надежда Юрченко. – Ответственность за освоение ребенком знаний ложится на них. Для кого-то учить ребенка самостоятельно может стать непосильной ношей. К тому же школа дисциплинирует, обстановка дома может быть расслабляющей.
Если школьник сдал аттестацию на плохие отметки, его переводят обратно в школу уже без согласия родителей.
- Мой 9-летний сын учится дома. Мы перевели его на семейное образование во втором классе, - рассказывает педагог Инна Генералова. – Ребенок гиперактивный, школьное расписание ему не подходило – он не выдерживал 40-минутных уроков. Опыт преподавателя и квалификация позволяют мне легко заниматься с сыном. Семейное образование идеально нам подходит – будем учиться так до конца 4-го класса. Потом, возможно, переведем сына обратно в школу.
Самообразование
Такую форму получения знаний ученик 10-11 классов выбирает сам по всем предметам или по выбору. Она подходит для тех школьников, кто ездит на сборы или учится за границей и в Россию приезжают только на аттестацию.
При самообразовании школьники имеют право пользоваться школьной библиотекой, посещать все внеурочные мероприятия – секции, кружки, конкурсы, олимпиады.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
К школьникам, которые не могут посещать образовательное учреждение (инвалиды, дети на длительном больничном), учителя приходят заниматься на дом.
Такие дети проходят врачебную комиссию, которая дает рекомендации по организации индивидуального обучения на дому и указывает, на какой период. Школа по согласованию с родителями составляет расписание занятий.
Педагоги занимаются с учениками начальной школы не менее 8 часов в неделю, в 5-9 классах –10 часов, в 10-11 классах – минимум 12 часов. Учителя приходят к детям по расписанию, и в это время дома обязательно должен быть кто-то из взрослых. Ведется дневник и журнал.
Для детей-инвалидов при наличии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии составляется индивидуальная программа.
Экзамены школьники сдают на общих основаниях, но у них есть возможность продлить время написания экзаменационных работ.
Особенные дети
Дети-инвалиды учатся не только на дому, но и в обычных классах.
В 79 школах Волгограда создали специальные условия безбарьерной среды для детей-инвалидов в рамках госпрограммы «Доступная среда»: в помещениях расширенные дверные проемы, модернизированные санузлы, установлены пандусы или подъемники.
В каждом районе города работают опорные школы, где созданы материально-технические условия и есть подготовленные педагоги, готовые обучать детей-инвалидов.
- Еще раз отмечу, что нет таких ситуаций, когда школа не пошла бы навстречу семье школьника. Главное – вовремя обратиться к администрации образовательного учреждения и найти оптимальный для ребенка вариант, - резюмирует Галина Орехова.
Вера Владзиевская