Фейки и профессиональная этика: в Волгограде обсудили проблемы современной журналистики
Сегодня состоялся круглый стол с участием представителей СМИ и общественников.
В Волгоград на мероприятие приехал заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий. На круглом столе, который прошел 27 марта, затронули вопросы современной журналистики, отношения СМИ и власти, прессы и общества, а также этические стороны профессии.
На самые острые темы высказались члены Общественных палат Волгограда и области, журналисты, издатели и руководители издательств.
В начале диалога, а именно в таком формате проходила встреча, обозначили три глобальные проблемы, из которых вырастают остальные. Это взаимоотношения СМИ и власти, новые технологии (которые уже вовсе не новые, но многие представители старой школы журналистики считают их таковыми) и профессиональное развитие журналистов.
- Мы мониторим ситуацию по всей стране и видим, что тенденции в разных регионах одинаковые, проблемы одни и те же, особенно с финансированием, - говорит Алексей Вишневецкий. – Только где-то они стоят острее, а где-то не так актуальны. Но если отбросить денежные вопросы, то возникает главная проблема – разрыв поколений.
По его мнению, представители старой школы журналистики порой не хотят слышать о современных технологиях, а вчерашние выпускники вузов вообще плохо понимают, что представляет профессия журналиста в целом.
- Преемственности почти нет. Но если объединить поколения, чтобы они обменивались опытом, тогда будут универсальные профессионалы, - считает Вишневецкий.
Спикеры круглого стола также отметили, что в редакции СМИ на практику приходят десятки студентов и только единицы из них видят себя в профессии. Большинство студентов журфака – девушки, и многие из них хотят быть только ведущими на телевидении.
Еще один важный аспект современной журналистики затронул генеральный директор Информационного агентства Волгограда и председатель городской общественной палаты Евгений Князев.
- За последние годы значительно сократился рекламный рынок, соответственно у СМИ уже нет таких возможностей зарабатывать. В средствах массовой информации запрещена реклама алкоголя и сигарет. Раньше этот сектор составлял значительную долю рекламного бюджета, - говорит Евгений Князев. – Соответственно в таких условиях острее чувствуются ресурсозатраты.
Раньше, по словам эксперта, СМИ могли свободно заниматься расследованиями, отрабатывать долгоиграющие темы – те, на которые требовалось много времени. Сейчас это делать сложнее, и трафик приходится нарабатывать за счет громких новостей и зачастую негативных.
Соотношение трафика и позитива/негатива – камень преткновения в редакционной политике большинства региональных, да и федеральных СМИ. Реальность такова, что люди активнее читают негативные, громкие и шокирующие новости. С одной стороны, удовлетворение подобного читательского спроса ведет по тонкой грани профессиональной этики, с другой – поднимает показатель посещаемости ресурса.
- В этом нет ничего странного, - считает заместитель председателя Общественной палаты Волгограда кандидат социологических наук Антон Лукаш. – Людям всегда интересно то, что одновременно и информирует, и защищает. Например, если сейчас откроется входная дверь, то мы сразу все повернемся в ту сторону, потому что там – неизвестность и то, что может нести угрозу. И в таком поведении все логично – чистая биология. Поэтому ровно поданный материал заведомо проигрывает.
Однако эксперты сошлись во мнении, что нельзя «проверять» трафик на ужасающих новостях, как это было год назад после трагедии в Кемерово. Когда нечистоплотные региональные СМИ «экспериментировали» с цифрами – выдавали ложные сведения о количестве погибших и замеряли посещаемость информационного интернет-ресурса.
- Такое поведение не только не влезает ни в какие профессиональные рамки, но и в понятие человечности. Эти люди просто сумасшедшие, - отметил Алексей Вишневецкий.
Нынешняя реальность такова, что читатели часто верят фейковым новостям. Большой поток такой информации идет из анонимных телеграм-каналов. Они дают негативную информацию, но ничем ее не подтверждают. И сейчас многие уже устают от квазианонимов и их «уток».
Защитить общественность от недостоверных сведений направлен закон, который Госдума приняла 7 марта 2019 года. К фейковым новостям он относит недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сообщений и создающую угрозу безопасности. Закон не затрагивает официальные традиционные средства массовой информации, так как их деятельность уже регулирует закон о СМИ.
Затронули на круглом столе и активность регионального отделения Союза журналистов России. Сейчас в нем состоит около 500 членов, однако работает общественная организация не так активно, как в других регионах. Так, в Якутии региональное отделение объединило более 1500 человек. Они консолидированы, проводят семинары, общаются, сообща решают актуальные проблемы. Алексей Вишневецкий поставил в пример отделения в Саратове, Воронеже и других городах.
- СЖР ежегодно проводит сотни мероприятий, принять участие в которых могут все журналисты, входящие в общественную организацию, - отметил Вишневецкий. – Зачастую участие в рядах нашей организации помогает решать проблемы – юридические и другие. Но мы из Москвы не можем знать обо всем, что происходит в регионах. Поэтому прошу вас, коллеги, сами делитесь с нами сведениями и обращайтесь за помощью.
В завершение встречи член Общественной палаты Волгограда, президент медиагруппы «Премия» Вячеслав Черепахин резюмировал, что нужно консолидироваться, и делать все, чтобы отрасль развивалась, а журналисты выходили на новый профессиональный, авторитетный уровень и держали его.
Вера Владзиевская