Руслан Сигбатулин признался, как ему пришлось импровизировать в Великобритании.
Огромное обаяние, харизма, актерский талант, великолепный голос и мастерское владение им плюс фактурная внешность: все это можно сказать о солисте театра «Царицынская опера» Руслане Сигбатулине. Второй сезон вокалист радует волгоградских зрителей шедеврами классической музыки для баритона. В оперном репертуаре – 25 партий. Это – широкое амплуа от лирико-драматического до драматического баритона, богатое тембральное звучание, свободное владение нюансами голоса от piano до forte.
Артист в очередной раз поразил публику исполнением главной роли в премьерном спектакле – опере Александра Бородина «Князь Игорь». 21 ноября постановка снова пройдет на сцене театра «Царицынская опера».
– Руслан, после премьеры слышала, что ваша супруга Светлана Сигбатулина (солистка «Царицынской оперы») поздравляла вас с 20-м юбилейным князем Игорем?
– Кроме меня роль Князя Игоря никто не играл в Астраханском театре оперы и балета (работал здесь до 2018 года. – Прим. ред.). Правда, прежний главный герой в версии режиссера-постановщика Константина Балакина был классическим могучим воином, преданным родине и готовым отстаивать ее интересы. Премьера, которая состоялась в театре «Царицынская опера», имеет другую концепцию. Режиссер-постановщик, главный режиссер Ростовского музыкального театра Павел Сорокин увидел другого князя Игоря, которого я воплотил на сцене. Новый герой меняется в процессе своего жизненного пути, поначалу пафосный и воинствующий, в конце он превращается отчасти в аутиста, который живет своим замкнутым миром и не хочет больше воевать. Пацифистский итог. Я не ожидал, что таким образом можно поставить оперу «Князь Игорь», у режиссера Сорокина очень широкий взгляд на классические произведения. Получилась гениальная картинка.
– Вам удается передавать внутреннее состояние своих персонажей так, что даже отрицательные герои становятся притягательными. Знаю, что у вас осталось много поклонников в Астрахани, в Волгограде вас успели полюбить ценители оперного искусства. Как вам удается так погружаться в свои персонажи?
– Я всегда стараюсь привнести что-то свое в каждого героя, которого мне предстоит играть. Всегда думаю: как бы я жил в тех обстоятельствах, в той эпохе, что бы чувствовал? Не могу играть то, что не люблю. Бывают произведения, которые не «заходят», сложно их «примерить» на себя. Но таких случаев у меня очень мало. Помню, как на концерте исполнял песню Лайзы Минели «Money», в самый ответственный момент, когда нужно было трясти деньгами, мне сложно было себя заставить петь и играть. Больше такого не повторялось. Поэтому могу с уверенностью сказать, что все мои партии – любимые.
– Вы много гастролировали с Астраханским театром оперы и балета...
- В 2012 году исполнял партию Шарплес в спектакле «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини на фестивале «Золотая маска» в Большом театре (Москва). Выступали в Англии, Казахстане, Азербайджане, в рамках гастрольного тура посетил российские города: Ставрополь, Ессентуки, Кисловодск, Нальчик, Владикавказ. Помню, в Махачкале были в такое тревожное время, когда люди даже из дома не выходили, но в театр пришли.
– Интересно было гастролировать по Великобритании?
– В 2017 году ездили по городам Англии с операми «Тоска» (исполнял партию Скарпиа) и «Мадам баттерфляй» (партия Шарплес). Нас принимали очень тепло. Но поразил тот факт, что на сцене у них нет кулис. На престижной концертной сцене в Лондоне мой герой Скарпиа умирает, падает на кушетку и лежит в очень неудобной позе некоторое время. В голове проносится вопрос: «Что же делать дальше?». Пролежать так до конца акта не представлялось возможным. Лицо и живот были вдавлены в жесткую кушетку. Поэтому я встал и ушел...
– Очень забавно. Получился такой комично-трагический итог жизни героя.
– Да, реальность порой вносит коррективы.
– Руслан, расскажите об этапах своего пути в музыкальной карьере.
– Несмотря на то, что мама была моим первым педагогом, музыкой я занялся только в 18 лет. Участвовал в КВН, пел эстраду, солировал в рок-группе. На первом курсе Астраханского музыкального училища им. Мусоргского стал лауреатом международного конкурса, получил высокую оценку жюри под председательством Народной артистки СССР Валентины Левко. Участвовал в ее мастер-классе, что позволило мне убедиться в правильности выбранной профессии. В консерватории со мной занимался педагог вокала, профессор, Заслуженный артист России Владимир Белюсенко. Неоднократно принимал участие в различных конкурсах вокального искусства, где членами жюри были признанные мастера: Ирина Богачева, Галина Вишневская, Лариса Гергиева, мои кумиры – Дмитрий Хворостовский и Сергей Лейферкус. Постепенно опера захватила меня всего.
– Вы переехали в Волгоград в прошлом театральном сезоне?
– Да, в «Царицынской опере» работаю второй год. В Волгоград меня пригласил главный дирижер театра «Царицынская опера» Сергей Гринев. Мы вместе с ним работали в Астрахани. Мой уход из Астраханского театра оперы и балета прошел тихо и мирно. Я взвешенно подошел к принятию решения. У меня остались хорошие отношения с коллегами и руководством театра. Знаю, что на премьеру «Князя Игоря» в Волгоград приезжали из нашего театра.
– Не жалеете?
– Могу с уверенностью сказать, что смена жизненных обстоятельств – это необходимость для творчества. Конечно, гораздо комфортнее находится там, где все знаешь. Это советские предрассудки, будто артист должен работать на одном месте. На самом деле в нашей среде есть негласное правило – приезжий всегда лучше, а местный подождет и на втором плане. Поэтому, когда достигаешь определенной планки и становишься своим в «доску», значит, настала пора собирать чемоданы. В Астрахань мы стараемся приезжать, ведь там остались родители, родственники.
– Ваша супруга Светлана Сигбатулина тоже работает в «Царицынской опере». Здорово, что театр с переездом вашей семьи приобрел сразу двух замечательных солистов.
– Мы вместе со Светланой уже много лет живем и работаем вместе. Познакомились в Астраханской Государственной консерватории, служили одному театру. В «Царицынской опере» мы занялись еще и эстрадным вокалом, стали вместе выступать в семейных дуэтах. Семья дает мне основу, умиротворение и является моим вдохновением. У нас растет сын Руслан, ему 5 лет и он вместе с нами много времени проводит в театре.
– Получается, что сын идет по стопам отца...
– Да, я родился в музыкальной семье, родители работали на профессиональной сцене. Моя мама – педагог по вокалу сразу заметила во мне музыкальные способности. Уже в два года повторял за ней интонации из ариозо Иоланты «Отчего это прежде». И кстати, возвращаясь к опере «Князь Игорь», участие в ней – это дань памяти моему дедушке, ученому-химику Шамилю Нафтуллаевичу. Ему очень нравилась опера «Князь Игорь», арию Князя Игоря он пел наизусть.
– Какое впечатление произвел на вас театр «Царицынская опера»?
– «Царицынская опера» становится узнаваемой. У театра прекрасные перспективы и огромный потенциал. Грамотный и лояльный руководитель Леонид Пикман, талантливые артисты и музыканты, потрясающие гримеры-постижеры и специалисты других цехов театра. Спектакль – создается усилиями всех людей, это не просто выход артиста на сцену. Для меня это благодатное место, комфортное в психологическом плане, где я могу творить. В «Царицынской опере» у меня начался новый жизненный этап. Я понял свою «цену» и знаю, что хочу. И для этого я готов работать и совершенствоваться.
Справка «Городских вестей»:
Руслан Сигбатулин окончил Астраханское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского, Астраханскую Государственную консерваторию (класс заслуженного артиста РФ профессора В.Н. Белюсенко).
Принимал участие в мастер-классе у Кавалера Ордена за заслуги перед Итальянской Республикой в области искусства маэстро Алесандро Сваба.
Участник 25-го фестиваля «Шаляпинские Сезоны».
Принимал участие в курсе практических занятий по подготовке оперных партий под руководством заслуженной артистки Российской Федерации, ведущего концертмейстера Мариинского театра Ирины Соболевой.
С 2018 года – солист театра «Царицынская опера».
Анжела Буцких