31 мая - памятная дата в истории города.
31 мая 1952 года в Сталинграде официально открыли уникальный водный объект - Волго-Донской судоходный канал. Воды двух великих рек - Волги и Дона - соединились между двумя шлюзами, когда стрелки часов показали 13:55. Этот день стал важным в истории города.
В музее Волгоградского судоходного канала журналисты "Городских вестей" уточнили, что именно 1 июня по судоходному каналу прошли первые суда - теплоход "Иосиф Сталин", который открыл навигацию. С этого момента город на Волге стали именовать портом пяти морей, предрекая ему масштабные перспективы, как и экономическое развитие всей стране в связи с открытием нового транспортного пути.
Протяженность канала составила свыше 100 километров, из которых 45 километров прошли по Варваровскому, Карповскому и Береславскому водохранилищам. Глубина Волго-Донского канала составляет почти три с половиной метра. Канал оснащен 15 шлюзами. Чтобы миновать путь из Волги в Дон, судам также необходимо пройти территорию Цимлянского водохранилища.
На Волго-Донском судоходном канале период навигации длится более двухсот суток. За этот период, по подсчетам специалистов, канал минуют почти пять тысяч судов каждый год. Пройти через канал могут только те суда, объем грузов которых не превышает 7 тысяч тонн.
Строительство канала, который соединит Волгу и Дон, было задумано еще до начала Великой Отечественной войны. В 1940 году по поручению Иосифа Сталина специалисты Главгидростроя начали работу над проектом канала. Они уже имели богатый опыт работы, проектируя многие крупные гидротехнические объекты в СССР. Работы были приостановлены, и возобновить их удалось только в 1945 году, а сам проект канала утвердить в 1948 году.
Строительные работы продолжались ровно 40 месяцев. Стройка велась в круглосуточном режиме. Сюда из разных территорий СССР поставляли самую новую, самую современную технику, среди которой был "чудо-экскаватор" - машина, которая ковшом за один раз могла зацепить столько земли, сколько умещается в железнодорожный вагон.
Плотина канала строилась до уровня воды в реке Дон - так проектировщики представляли судоходный путь после соединения двух рек. Но, чтобы осуществить план, требовалось заставить Дон изменить направление. Были подготовлены котлованы, в которых позже образовались водохранилища, возникшие на территории станицы Цимлянской. Это место было выбрано неслучайно - авторы проекта требовали, чтобы река обрела естественную впадину в низине. Цимлянская плотина расположилась на расстоянии 13 километров. Она заняла свое место в Книге рекордов Гиннесса, поскольку была первой в мире плотиной, которую возвели на песке.
Проектировщики учли и тот факт, что Цимлянское водохранилище изменит привычную для людей жизнь - в зоне затопления оказались населенные пункты. Их пришлось перенести, как и мосты, дороги, виноградники. В общей сложности для работы Волго-Донского судоходного канала были перенесены на новое место 164 населенных пункта.
Чтобы преодолеть весь путь по Волго-Донскому судоходному каналу, судну предстоит затратить от 10 до 12 часов. Часть воды для канала используется в системах орошения в АПК Волгоградской области.
27 июня 1952 года судоходному каналу было присвоено имя Владимира Ленина.