В рамках программы по финансовой грамотности ребята совершили интересное путешествие.

С началом летних каникул у школьников освободилась куча времени. В свободные дни ребята будут много гулять, общаться, читать книжки и смотреть мультики. Но нужно заняться и чем-то полезным.
Уроков больше нет, голова школьников не переполнена новыми знаниями. Именно летом ребята лучше усвоят важную информацию на занятиях по финансовой грамотности. В МОУ ЦДТ Кировского района Волгограда не упустили такую возможность и устроили тематическую игру.
Ребята из лагеря при школе №110 сегодня совершили необычное путешествие. Они переплывали моря, изучая острова на карте страны Фингрия. В названии уже кроется тема игры – финансовая грамотность.
В ЦДТ придумали интерактивную настольную игру с активностями. Ребята кидают большой тканевый куб и передвигают фишки по карте на количество выпавших костей. Тут-то и начинается самое интересное: игроки оказались на острове планирования, острове семейного бюджета, острове налогов. Каждой паре дается задание. Все просто – выполняешь задание, получаешь вознаграждение из местного банка. Им, как и положено, заведует банкир. Кстати, валюта тоже своя – фингрики разного номинала. Кто заработает большую сумму, тот и победил.
Задания в игровой форме вместе с педагогом учат ребят из 5-7 классов азам финансовой грамотности. Школьники отгадывают загадки, расшифровывают ребусы с тематическими терминами, играют в финансовую дженгу и учатся делать в магазине покупку с ограниченным бюджетом. В ходе такой незамысловатой игры педагог рассказывает, что такое деньги, зарплата, капитал, налоги, пенсия. А еще школьников предупреждают о телефонных мошенниках. Теперь они назубок знают: никому нельзя говорить личные данные и цифры с банковской карты.



Наверное, самое интересное – своеобразный черный ящик. Ребята должны отгадать шараду и понять, что находится в волшебном кубе.
После выполненного задания ребята идут в банк, получать заслуженную «выплату». Банкир внимательно ведет документацию, фиксируя долги. В конце игроки подсчитывают свой заработок, делают кошельки для купюр своими руками (это все-таки ЦДТ) и определяют победителя.
- Сегодня ребята через путешествие по стране финансовой грамотности изучали семейный бюджет, средства накопления, покупку товаров, общие финансовые термины. Новые знания даем через пословицы и поговорки, анаграммы и кроссворды. Мы рассказываем, как защитить себя от мошенников, как распоряжаться деньгами, как копить, - объясняет методист ЦДТ Екатерина Завьялова.
Видно, что ребятам такая игра нравится. Они с удовольствием кидают увесистый куб, бегут в импровизированный банк, вдумчиво выполняют задания и слушают ответы друг друга. Педагог направляет и подсказывает.
- Я была банкиром, отвечала за деньги. Мне понравилась моя роль. Было интересно: отвечать за деньги, считать их, выдавать под расчет. Очень напомнило уроки математики, надо быть внимательным и постоянно считать, - делится с «Городскими вестями» банкир Милана Юнкерова.





Ближе к концу игры ребята обсуждали новые термины и понятия – деньги, их функции, борьбу с мошенниками. Наравне со взрослыми дети понимают необходимость таких игр и уроков по финансовой грамотности. Жалоб, что такие занятия проводятся в летнее время, не было.
- Учиться финансовой грамотности нужно с самого раннего возраста, это необходимо. В будущем это поможет каждому из нас. Мне помогает уже сейчас – я понял, как накопить на очки виртуальной реальности. Я о них давно мечтаю, – рассказал Дима Кучер.
Сегодняшняя игра - это не единственный формат обучения школьников. Совсем не обязательно сидеть за столом и слушать педагога, чтобы научиться разбираться в сложном мире взрослых. В ЦДТ любят и подвижные формы обучения.
Например, недавно здесь устроили тоннель финансовых рисков. Ребята должны были пролезть сквозь обручи и не коснуться их никакой частью тела. Задача такова: либо рискуешь и теряешь деньги, либо проходишь тоннель и зарабатываешь. С одной стороны, ребята двигаются, играют, знакомятся, общаются. С другой стороны, педагог в ходе игры ненавязчиво рассказывает о доходах, расходах, рисках и потерях.


Такие простые с виду игры нужны школьникам. Ребятам дарят деньги на день рождения, они хотят копить и что-то покупать себе, многие пользуются банковскими картами. Абсолютно каждый школьник делает покупки в магазине. Кроме того, именно дети все чаще становятся жертвами телефонных аферистов. А ребята уже вооружены и знают, что ни в коем случае нельзя говорить по телефону незнакомцам.
- На площадке Центра детского творчества мы организуем так называемое арт-пространство. Три наших педагога круглогодично проводят такие игры, уроки, мастер-классы по теме финансовой грамотности. Летом мы адаптируем занятия под пришкольные лагеря. В итоге через такие игровые интерактивные формы ребята познают финансовую грамотность, – отмечает Екатерина Завьялова. – К программе по финансовой грамотности мы присоединились еще в 2022 году. Суть одна – обучить население финансовой грамотности. Это задача государства, задача и наша. Мы ее реализуем.

Отметим, программа повышения финансовой грамотности не нова. Появилась она в 2010 году. Волгоградская область наряду с коллегами из Калининграда и Твери стали первыми регионами, в которых программа реализовалась. Прошло практически 15 лет, пройдены различные стадии – от поиска «что такое финансовая грамотность и как ее повысить» до определенных тематических мероприятий.
Накануне «Городские вести» побывали на спектакле для детей «Тим Талер, или Проданный смех». В известный сюжет сказки вплели современные термины, подходящие под программу финансовой грамотности. На сцене наравне с опытными профессионалами, были и начинающие артисты. Ребят учат внимательно относиться к любой документации и не ставить свою подпись на непонятных бумагах с помощью этой истории.
Кроме того, в 2025 году в Волгоградской области впервые появятся волонтеры финансовой грамотности. Бесплатное обучение в этом году проходят более 600 школьников во всех городских округах и муниципальных районах Волгоградской области. Кстати, В Волгограде уже прошел первый региональный форум финансовых волонтеров. Первый региональный форум финансовых волонтеров получился ярким, интересным и очень насыщенным. В нем приняли участие около 200 школьников от 14 до 16 лет из разных районов Волгограда и области.