«Умные финансы»: в Волгограде оздоровительный центр «Орленок» проводит профильные смены
В регионе дан старт новому образовательному проекту по подготовке волонтеров в сфере финансовой грамотности.
В Волгоградской области стартовал уникальный образовательный проект, направленный на подготовку волонтеров в сфере финансовой грамотности. В 2025 году более 600 школьников из всех городских округов и муниципальных районов региона бесплатно пройдут обучение. Этот проект не только поможет подросткам разобраться в ключевых экономических вопросах, но и даст возможность заниматься просветительской деятельностью.
Журналисты «Городских вестей» узнали, что обучение будет проходить на базе оздоровительного центра «Орленок», где в течение года запланированы пять образовательных интенсивов. В областном комитете финансов отметили, что в программе курсов предусмотрены лекции, тренинги и практические занятия. К обучению привлекут специалистов регионального отделения Южного ГУ Центрального банка России, а также преподавателей Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС.
Школьники узнают основы экономики, инвестирования, страхования, научатся грамотно управлять доходами и расходами. Отдельное внимание уделят вопросам защиты от мошенников и минимизации финансовых рисков. Программа также включает интерактивные элементы: финансовые игры, ребусы, мультфильмы, а также мастер-классы с использованием технологий искусственного интеллекта.
Пилотная смена вышла на старт
Первая профильная смена в Волгоградском оздоровительном центре «Орленок» стартовала 9 января. На протяжении семи дней мальчишки и девчонки участвовали в уникальном проекте «Умные финансы», который с первых же минут показал, что он нацелен на глубокое изучение основ финансовой грамотности, а также на развитие навыков использования технологий искусственного интеллекта.
На неделю ребята погрузились в новую для них и очень увлекательную тему - как грамотно управлять личным и семейным бюджетом, как рационально совершать покупки, как понять разницу между финансами и бюджетом. Во время смены отдельное внимание уделялось вопросам защиты от мошенников, страхованию, налогам, инвестициям и предотвращению финансовых махинаций.
Школьники выясняли, каким образом искусственный интеллект может помочь в планировании бюджета. В программу смены вошли финансовые игры, ребусы, мультфильмы и мастер-классы, посвященные генерации идей, текстов и изображений с помощью нейросетей.
Но на этом познания в новой тематике для школьников не ограничили. На протяжении недели они принимали участие в увлекательных интеллектуальных викторинах «ФинИгра» и мастер-классах на темы бизнеса и рекламы. Новые знания помогли подросткам глубже понять, как эффективно распоряжаться своими деньгами и избегать финансовых рисков.
После освоения материалов участники смены создали собственные просветительские проекты по финансовой грамотности, которые затем они сами защищали перед компетентными экспертами. А уже после смены школьники займутся реализацией этих инициатив среди сверстников и в своих сообществах.
В «Орленке» рассказали, что первая смена стала пилотной. В ее рамках был протестирован набор методических материалов, разработанных специалистами Волгоградского института управления, регионального отделения Южного ГУ Центрального банка России и профильных учреждений. Эти материалы фактически и стали основой нового регионального проекта по развитию волонтерской деятельности в сфере финансовой грамотности.
«Мы учились бюджетированию»
В один из дней в рамках смены «Умные финансы» состоялась защита молодежных проектов. Свой проект защищали учащиеся 8–10 классов Волгоградского лицея № 5 имени А. Ю. Гагарина. На протяжении всей смены школьники активно работали над созданием инициатив, направленных на улучшение образовательной среды в их учебном заведении.
- Жюри конкурса включало опытных специалистов, - рассказали в оздоровительном центре «Орленок». - Среди них директор МУ ОЦ «Орленок» Ольга Казакова и лектор Общероссийского общества «Знание» Алла Аскерова. Эксперты внимательно изучили представленные работы, дали участникам конструктивные рекомендации и высоко оценили их идеи. Особенно ценными стали советы по доработке проектов для участия в конкурсах - таких, как инициативы Росмолодежи и программы детского инициативного бюджетирования.
Благодаря участию в конкурсе ребята получили полезный опыт публичных выступлений, глубже узнали о принципах бюджетирования и развили навыки командной работы. Эти знания и умения станут важным инструментом для их дальнейшего развития.
В работе над проектами помог «Искусственный интеллект»
15 января стал последним днем профильной смены «Умные финансы».
- На протяжении всей смены участники погружались в основы финансов, изучая управление личными средствами, принципы инвестирования и создание финансово устойчивого бюджета, - рассказали в «Орленке». - Каждый день был насыщен увлекательными лекциями, практическими заданиями и групповыми проектами, что способствовало глубокому пониманию финансовых процессов.
Особое внимание в программе уделялось роли искусственного интеллекта в современном мире. Ребята познакомились с тем, как искусственный интеллект уже сегодня помогает оптимизировать финансовые процессы, делая их более быстрыми и эффективными. В рамках обучения участники не только изучали теорию, но и работали с различными нейросетями, генерируя текст, изображения, видео и даже песни.
В «Орленке» подвели первые предварительные итоги
- В 2025 году на площадке «Орленка» планируется провести 5 образовательных финансовых интенсивов, - рассказала журналистам «Городских вестей» директор МУ ОЦ «Орленок» Ольга Казакова, - из каждого муниципалитета к нам будет приезжать молодежь и обучаться волонтерству и созданию проектов в сфере финансовой деятельности.
По словам Ольги Казаковой затем планируется проведение одного большого молодежного форума – он пройдет в мае текущего года. Форум будет направлен на защиту волонтерских проектов в сфере финансовой грамотности. После защиты участники форума вернутся в свои муниципалитеты, где и начнут заниматься волонтерской деятельностью.
- Летом в «Орленке» одна из смен будет посвящена финансовой грамотности и искусственному интеллекту - говорит Ольга Казакова. – ИИ в данном случае выступает как механизм обучения детей и подростков финансовой грамотности. В качестве пилотного проекта уже проведена одна зимняя тематическая смена. И осенью 2025 года планируется подведение итогов и отработка определенных моментов для проведения Школы финансовой грамотности-PRO в 2026 году.
Ольга Казакова отметила, что самым интересным в реализации проекта стало совмещение отдыха и образовательного процесса. В дальнейшем будет использоваться именно этот формат взаимодействия «Дети-детям», когда дети сами готовят работы, защищают и реализуют новые знания для своих же сверстников.
- Детям очень нравится такой подход, - отметила Ольга Казакова. – Во-первых, это своеобразная диалоговая площадка, где дети на равных ведут разговоры со взрослыми. Во-вторых, лагерь – это особый социум, где тебя понимают с полуслова, где ты окружен своими единомышленниками, потому что это профильная смена и в нее отбираются дети с тематическими интересами. А в-третьих, это социализация. Непрерывность образовательных процессов в этом и заключается – школа закончилась и начался лагерь. Лагерная смена завершилась – и начались традиционные школьные занятия.
Ольга Казаковой подвела краткие итоги первой пилотной смены в «Орленке». Программа смены была адаптирована на детях, которые обучались финансовой грамотности, корректировались ее особенности и детали, чтобы образовательные интенсивы были более полными с точки зрения образовательного процесса.
- Детям очень нравится форма работы при помощи ИИ, gpt-чатов, создания проектов, - отметила Ольга Казакова, - они рисовали комиксы, делали «мультяшки» и все работы были посвящены финансовой грамотности. В итоге смена была проведена на стыке нескольких отраслей и образовательных методик.
В «Орленке» по итогам первой пилотной смены подтвердили предварительные предположения о том, что искусственный интеллект служит механизмом для глубокого познания финансовой грамотности. Эта тема, как показала практика, очень значимая.
И в будущем в «Орленке» планируют выделить отдельную номинацию, в которую войдут проекты не только «Дети детям», но и «Дети – пожилым людям», что поможет взрослым жителям Волгоградской области укрепить свои знания в финансовой безопасности и в финансовой грамотности с помощью юных волонтеров.