Нельзя вслух произносить детали своих прегрешений.
В Волгоградской епархии журналисты "Городских вестей" узнали, что таинство покаяния не следует превращать в духовную, а тем более в светскую беседу.
Таинство покаяния в период Великого поста - особенное событие. Духовники должны учитывать общее число исповедников, терпеливо ожидающих своей очереди, чтобы подойти к аналою с покаянными словами. Но не следует торопиться в такой беседе, как и не следует отводить на нее много времени. Нельзя, чтобы человек отошел от священника с ощущением, что его не выслушали, не поняли, не захотели с ним говорить.
- Если священник опытный, много времени на беседу ему может и не понадобиться, - подсказали в Волгоградской епархии, - он быстро поймет, что у исповедника на сердце, и отыщет нужные слова, чтобы дать полезный совет или утешить. Но бывает так, что человек недавно принял священный сан и не чувствует себя знатоком человеческих душ. Даже в таком случае ограничиваться одним только чтением разрешительной молитвы все же неправильно. Поэтому задача священника - сделать все, чтобы выслушать и найти нужное слово для каждого: на исповеди, если мало народа, или выделив особое время для разговора.
Длительных бесед во время исповеди лучше избегать, в противном случае священник забывает свою роль и пытается занять не свойственное ему место. Священник при совершении таинства - «всего лишь свидетель, запечатлевающий это покаяние, свидетельствующий о нем пред Богом. Беседа — это все же нечто другое». Но отмалчиваться на исповеди, по словам митрополита, тоже неправильно.
О прегрешении стоит говорить подробно, но опуская бытовые детали. Например: «я обидел своих родных…» или «я врал ради того, чтобы…». Исповедь можно начать со слов: «Боже, я согрешил…» или «Господи, помилуй меня».
На исповеди не должно быть сухого перечисления прегрешений, как и излишних подробностей.