«Погодная свистопляска и полтора-два месяца убийственной гололедицы»: ученый о предстоящей зиме в Волгограде
Климатолог рассказал про особенности предстоящего холодного сезона.
Предстоящая зима в Волгограде, по словам ученого-климатолога Анатолия Судакова, будет довольно своеобразной - в стиле ретро. Таких сюрпризов, которые она сможет преподнести, не помнит поколение девяностых. Известный климатолог прогнозирует и пыльные бури, и гололед, и резкие температурные перепады.
Холодный сентябрь и резкое похолодание в октябре. Наблюдая за погодой, жители Волгограда делают вывод, что и зима будет холодной. Анатолий Судаков не советует проводить параллелей.
— С середины прошлого десятилетия мы живём в меридиональную фазу атмосферной циркуляции, для которой характерен перенос воздушных масс преимущественно с севера на юг и с юга на север. Из этого можно сделать два вывода относительно погоды в Волгоградской области. Первый: погода будет оставаться неустойчивой, контрастной; она будет определяться преимущественно влиянием часто проходящих через территорию Нижнего Поволжья атмосферных фронтов. Второй: вероятность опасных погодных явлений, таких как гололёд, волны холода и тепла, внутрисезонный сход снежного покрова с последующим образованием ледяной корки, повреждающей озимые посевы, снеговые осадки вперемежку с дождём, штормовые ветры и зимние пыльные бури, будет значительно выше среднего.
Погодная свистопляска с еженедельными сюрпризами от матушки-природы начнётся уже в ноябре и будет длиться в лучшем случае до начала февраля. После резкого похолодания, которое, я думаю, случится в ноябре и продлится одну-полторы недели, нас ждёт слякотный декабрь и полтора-два месяца убийственной гололедицы. Температурный фон зимы в Волгоградской области будет немного ниже среднемноголетней нормы.
Впрочем, Анатолий Судаков предостерегает от доверия долгосрочным прогнозам.
– Современная метеорология бессильна дать прогноз более чем на десять суток. С тех пор, как в начале семидесятых годов прошлого века в Гидрометцентре СССР ликвидировали отделы долгосрочного прогнозирования погоды, прогнозы которых зачастую вызывали лишь массовые насмешки, ситуация принципиально не изменилась, несмотря на колоссальный рост вычислительных возможностей государственной службы погоды. Да, точность прогнозов в пределах десяти суток возросла. Современные компьютерные алгоритмы прогнозирования позволяют дать прогноз с уровнем сбываемости в 95-96% на 12 часов вперёд. Точность трёхсуточного прогноза снижается от 95 до 80%. Но даже машинные прогнозы на семь и десять суток уже не могут использоваться как инструмент планирования хозяйственной деятельности и имеют сугубо ориентировочный характер. Их сбываемость снижается с 80 до 65%. А дальше, с точки зрения машинного интеллекта, начинается гадание на кофейной гуще.
Зачастую долгосрочные прогнозы погоды противоречат друг другу. Одни эксперты говорят об очередной холодной зиме в России, другие - об очередной тёплой. Кому верить?
— Прогноз в целом по России невозможно сделать в силу размера её территории. Россия располагается в пределах четырёх секторов Северного полушария, два из них захватывают территорию страны частично. В российских макрорегионах совершенно разные механизмы погоды. Поэтому обобщённые прогнозы для всей страны всегда некорректны и являются откровенной спекуляцией на интересе к теме. А вот прогнозы для отдельных регионов сделать можно, хотя, конечно, они будут очень приблизительными. При этом специалисты исходят из долговременных погодно-климатических трендов и опираются на многолетние данные наблюдений за погодой, которые показывают, на какой этап очередного внутривекового погодного цикла приходится текущий год.
Я точно могу сказать, что в Нижнем Поволжье наступающая зима не будет похожа на зимы девяностых и двухтысячных годов, а вот на зимы середины пятидесятых – вполне, потому что с ними совпадают фазы внутривекового климатического цикла Брикнера, который и определяет короткопериодические изменения климата.
К слову, ученый не склонен считать минувший сентябрь в Волгограде слишком холодным.
— Я бы не сказал, что сентябрь был аномально холодным. Да, средняя температура месяца была на 2 °С ниже среднемноголетней нормы. Но это не экстремальное отклонение. Сентябри с отклонением среднемесячной температуры в пределах от полутора до двух градусов даже в последние очень тёплые два десятилетия случались неоднократно, в последний раз в 2016 г. Да и октябрь я бы не стал называть холодным, поскольку климат сильно изменился. В нашем регионе только за последние двадцать лет среднегодовая температура выросла на 1 °С, а за последние 70 лет на 2 °С. Это привело к удлинению продолжительности тёплого сезона года почти на месяц и росту средних температур в осенне-зимний период. Таким образом в октябре довольно долго ещё продолжаются сравнительно тёплые дни, наступает бабье лето.
Давайте вспомним, каким был октябрь около двухсот лет назад:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
— Это Пушкин, прекрасно чувствовавший фенологические аспекты погоды своего времени. С тех пор октябрь уж стал не тот. Вы можете представить себе льдины на Волге через две недели? Я не могу! Листва деревьев ещё только начинает желтеть, а по дорогам многие волгоградцы ещё ходят в летней обуви. И дело не в том, что Болдино, в котором Александр Сергеевич в 1833 г. писал эти строки, находится в семистах километрах севернее Волгограда, а в том, что климат с пушкинских времён стал значительно теплее. Обратимся к запискам известного французского романиста позапрошлого века Александра Дюма, который осенью 1859 г. посетил Царицын: «Мы покинули Царицын в срок, обещанный капитаном. … Льдины плыли рядом с нами и таяли в более тёплой воде». На календаре было 14 октября».
Максимально тёплые летние и осенние месяцы пришлись на первое и второе десятилетие текущего века. Теперь в связи с началом очередного внутривекового цикла Брикнера, который открывается фазой меридиональной циркуляции, наблюдается тренд на снижение среднегодовой температуры на один-полтора градуса в течение ближайших 30-35 лет. Но он будет нивелироваться эффектом глобального потепления, поэтому уже в тридцатые годы мы вернёмся к погодной ситуации середины второго десятилетия. Стабилизация климата может продлиться от полутора до двух десятков лет. Но это лишь передышка перед неминуемой климатической катастрофой, которая, возможно, обрушит экономику и социальную жизнь региона в середине текущего века.
Автор: Анатолий Судаков.