Археологи из Волгограда презентовали ученым РАН исследования о судоходном канале петровской эпохи
Авторы воссоздали ход «валового и слюзного» дела на Волго-Донской переволоке в 1697–1698 годах.
В Волгоградской области археологи представили российскому научному сообществу воссозданный ход «валового и слюзного» дела на Волго-Донской переволоке в 1697–1698 годах.
Волгоградские специалисты высказали обоснованные предположения о влиянии данного проекта на мировоззрение Петра I, а также в целом на развитие отечественной науки и техники.
- В 1697-1698 годах в месте наибольшего сближения притоков Волги и Дона - рек Камышинки и Иловли, велось «валовое и слюзное дело». Здесь строилось сооружение, онодолжно было выполнять одновременно оборонительные и гидротехнические функции. Автором проекта был инженер шведского происхождения Яган Бреккель.
Петр I, находившийся в Великом посольстве с весны 1697 до лета 1698 года, несколько раз обсуждал с европейскими учеными и государственными деятелями вопрос соединения Волги и Дона судоходным каналом. Ему регулярно сообщали о ходе работ на Камышинке.
- В январе 1698 года Бреккель тайно уехал в Швецию, - пояснили в региональном комитете, - как считают ученые, из-за опасений, что он не сможет успешно завершить проект. Ему на смену был приглашен английский специалист по строительству верфей и шлюзов - «слюзный мастер», Джон Перри. Осмотрев стройку, англичанин решил, что место строительства было выбрано неудачно, и предложил проложить канал в нескольких сотнях метров южнее.
Волгоградские ученые считают, что первый неудачный опыт строительства судоходных каналов оказал большое влияние на Петра I, во время правления которого в России строились еще несколько аналогичных сооружений. Накопленный опыт проектирования и создания гидротехнических сооружений был использован при строительстве Санкт-Петербурга.
Изыскания волгоградских специалистов будут опубликованы в ведущих научных российских журналах и представлены в виде монографии, в которой отразят предложения по музеефикации памятника.