ВОЛГОГРАД, 16 августа. (Корр. Евгений КУЗЬМИЧЕВ). Волгоградцы с нетрадиционной сексуальной ориентацией поддержали федеральную инициативу привлекать к уголовной ответственности за гомофобию. Борьбу со всеми, кто враждебно относится к представителям секс-меньшинств, планируется вести в рамках 282-й статьи Уголовного Кодекса РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды». Более того, имена нетерпимых будут публиковаться на официальных гей-сайтах: в распоряжении активистов уже находится крупная база данных о гомофобных высказываниях и действиях, совершенных публичными и уполномоченными лицами.
Нетрадиционный класс
Разворачивая борьбу с нетолерантными, группа российских активистов, представляющих различные сексуальные меньшинства, из правозащитного проекта GayRussia.Ru и оргкомитета Московского гей-прайда учредила в Москве независимую некоммерческую организацию «Статья 282». Основная функция объединения, по словам самих его членов, — «борьба с проявлениями ненависти в отношении гомосексуалистов, диффамацией, унижением человеческого достоинства, пропагандой вражды и ненависти в отношении геев в России».
— Организация будет добиваться, чтобы статья 282 Уголовного Кодекса применялась не выборочно и не в угоду властям, — отмечает руководитель проекта «Гей-Раша» Николай Алексеев. — Мы хотим, чтобы она распространялась на людей, которые реально возбуждают ненависть и вражду в отношении представителей ЛГБТ-сообщества» (ЛГБТ — аббревиатура сообщества лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров).
Однако юристы скептически настроены по отношению к этой инициативе:
— Если представители сексуальных меньшинств ссылаются на названную норму закона, следовательно они относят себя к отдельной социальной группе, — рассуждает заслуженный юрист России Владимир Вологин. — То есть, негативные высказывания в свой адрес они намерены толковать как классовую рознь. Другой вопрос — велики ли у них шансы достичь успехов на данном поприще? На мой взгляд, при беспристрастном рассмотрении дела вряд ли можно добиться в суде именно такой интерпретации. Однако все зависит от того, кто станет лоббировать заявителей. Мало ли какие коррупционные силы будут преследовать здесь свои интересы. Чтобы у представителей меньшинств возник весомый повод обратиться в суд в рамках 282-й статьи, гомофобные призывы обязательно должны носить публичный характер. То есть, необходимо их наличие в СМИ, книгах или кино, а также на Интернет-блогах или форумах.
И действительно, ЛГБТ-активисты намерены бороться за распространение понятия «социальной группы» в статье 282 Уголовного кодекса РФ на геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров. Если им это удастся, то, следовательно, те лица, чьи действия будут расценены как ненависть и вражда на почве сексуальной ориентации, могут быть подвергнуты уголовному преследованию.
Волгоградские гей-активисты поддержали инициативу москвичей, однако считают, что на волгоградской почве могут прижиться не все начинания.
— Нормативные документы, предусматривающие наказание за подобного рода дискриминацию, конечно же, нужны, — отметил основатель Интернет-проекта «Радио Радуга» (радио для представителей ЛГБТ-сообщества) Сегиус Педде (кстати, наш земляк). — Но главное здесь не перегнуть палку. Например, считаю совсем неуместными выступления за проведение в Волгограде разного рода гей-парадов и разрешение однополых браков. Наше общество к этому пока что еще не готово.
Трудности терминологии
Однако активистам на их праведном пути уже пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Так, например, дать определение социальной группе на поверку оказалось не таким уж простым делом. В частности прокуроры и работники органов следствия попали в затруднительное положение при попытке трактовки этого понятия — у разных специалистов совершенно разные выводы на этот счет.
Согласно официальным заключениям экспертов, геи и другие меньшинства признаются скорее не социальной, а девиантной (отклоняющейся от общепринятой нормы) группой. Вместе с тем, по утверждениям самих представителей секс-меньшинств, такая формулировка противоречит российской психиатрии, где по их словам «совершенно четко говорится о том, что гомосексуальность не является психическим заболеванием».
— Ранее альтернативные виды сексуальной ориентации считались перверсией, однако к настоящему времени они потеряли этот статус, — подтверждает врач-психотерапевт Елена Докучаева. — Произошло это в первую очередь из-за толерантного отношения общества к вопросу. Тем более, что в разные исторические периоды и в других культурах к этому относились сносно.
— Гомосексуализм бывает истинный и так называемый, вынужденный (например, в тюрьмах), — говорит врач-психотерапевт Андрей Хаванов. — Так вот, согласно ряду исследований, у истинных гомосексуалистов выявлены определенные функциональные изменения в тончайших структурах головного мозга. То есть это отклонение от нормы на нейрофизиологическом уровне. А вот среди «неистинных» геев бывают пациенты, которые хотят избавиться от гомосексуального пристрастия. Как правило, в результате терапии оно переходит в бисексуальное русло.
Бойцы виртуального фронта
Что касается общественного изобличения нетерпимых, то уже сегодня в распоряжении активистов-«меньшевиков», по их собственным заверениям, имеется обширная база данных гомофобных высказываний и действий, провоцирующих и пропагандирующих гонения на гомосексуалов. В этой базе находятся имена самых различных гомофобов — политиков, чиновников, депутатов, судей, — а также названия организаций, которые они представляют. Эту базу данных команда «Статья 282» намерена опубликовать на своем официальном сайте, который в ближайшее время будет запущен. Причем, как заверяют активисты, данный список будет регулярно обновляться.
С другой стороны, Сегиус Педде в одном из своих интервью посетовал:
- Главная проблема ЛГБТ-сообщества – это практически полная его виртуализация. Сервисы помощи, знакомств, общения существуют в основном в Интернете. Куда же в реальности податься представителям ЛГБТ в их родном городе? И эту мысль даже развивать не хочется. Все видится крайне унылым…