ВОЛГОГРАД, 24 августа. (Корр. Анна ПЕТРОВА). Национальный институт развития современной идеологии подвел итоги политического сезона осень 2009-лето 2010. Институт сделал подборку пяти ключевых «ляпов» в политической жизни страны.
1. Парламентская оппозиция устроила «демарш» в Государственной Думе
14 октября 2009 года представители парламентской оппозиции — фракций КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР — покинули зал заседаний Государственной Думы ФС РФ в знак протеста против результатов выборов 11 октября 2009 года. По мнению представителей трех думских фракций, «Единая Россия» добилась победы в значительной части выборных регионов за счет фальсификаций.
Несмотря на весьма значительный набор инструментов как для контроля деятельности избирательных комиссий, так и для опротестования результатов выборов в случае выявления фактов нарушений в ходе голосования, оппозиционеры предпочли массовый протест законным способам разрешения конфликта. Такая тактика, вероятно, обусловлена отсутствием задокументированных в соответствии с законом фактов достаточно серьезных нарушений, которые могли бы стать основой для признания результатов недействительными, а выборы несостоявшимися.
«Выборы прошли. И если есть замечания, их необходимо передавать в избирательные комиссии и в суд, чтобы там обсудить вопросы, связанные с нарушениями», — заявил секретарь Президиума Генерального совета «Единой России» Вячеслав Володин, комментируя произошедшее.
Данная акция, по мнению экспертов, могла стать причиной социального взрыва, напрямую не связанного с выборами как таковыми. Кроме того, оппозиионно настроенные граждане могли бы увидеть в этих действиях сигнал о полной недееспособности всех ветвей власти и призыв к решению вопросов «на улицах».
Некоторые эксперты также расценили факт проведения такой акции как слабость политической системы, которая также подрывает имидж России на международной арене.
2. Несистемная оппозиция выработала «Стратегию-31»
Главным делом представителей так называемой несистемной оппозиции в ушедшем политическом сезоне стала «Стратегия-31». Это «гражданское общественное движение» начиналось в конце политического сезона 2008-2009 гг. как бессрочная серия митингов в Москве. Организаторы акций — лидер «Другой России» Эдуард Лимонов, а также присоединившиеся к нему председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева и член исполкома «Левого фронта» Константин Косякин, — стали требовать разрешения на право проведения 31 числа каждого нечетного месяца митинга на Триумфальной площади в Москве. Тем самым «несогласные» выступили якобы в защиту 31-й статьи Конституции.
Позднее из бессрочной серии митингов «Стратегия-31» переросла в общественное движение, которое охватило несколько регионов России.
Таким образом, главным делом «несогласных» фактически является борьба за право проведения митингов протестных акций. При этом, сами митинги и шествия, как правило, собирают незначительное количество участников и заканчиваются потасовками с ОМОНом непосредственно перед объективами телекамер.
3. Министр обороны взял курс на «настоящую гуманизацию армии»
22 апреля 2010 года министр обороны А. Сердюков провел встречу с представителями общественных организаций, на которой обозначил курс на «настоящую гуманизацию армии». В частности, планируется, что уборкой воинских частей и приготовление еды для солдат займутся гражданские коммерческие структуры, у солдат будет 5-дневная трудовая неделя с двумя выходными днями.
«Мы хотим создать такой режим работы, при котором пять дней в неделю солдат бы занимался физической подготовкой, боевой учебой, осваивал оружие и технику. А суббота и воскресенье были бы для него выходными днями, чтобы он имел право в гражданской одежде пойти в увольнение»,— сказал министр.
По мнению военных экспертов, подобная «либерализация» может повлечь негативные результаты. Во-первых, если воинской части по тревоге необходимо будет передислоцироваться, то гражданские не последуют за ней. Во-вторых, тендеры на уборку частей приведут к значительному повышению коррупции в рядах Вооруженных Сил.
4. Глава МВД разрешил гражданам оказывать сопротивление своим подчиненным
26 ноября 2009 года министр внутренних дел Рашид Нургалиев вполне официально разрешил оказывать сопротивление собственным сотрудникам.
На встрече с курсантами московского университета МВД РФ на базе ОМОН «Зубр» в Подмосковье один из воспитанников столичной спортшколы «Самбо-70» задал министру вопрос: «Сейчас много случаев, когда милиционеры нападают на граждан, можно ли лишить милиционеров права на неприкосновенность?». Рашид Нургалиев переспросил: «Я так понимаю, что ты спрашиваешь, может ли гражданин дать сдачи, когда на него напал милиционер?». И сразу ответил: «Если гражданин не преступник, если он идет спокойно и ничего не нарушает — то, да. Если это нападение, то должна быть самооборона».
Этому заявлению предшествовали несколько преступлений, совершенных милиционерами. Самым громким из них можно назвать дело бывшего главы ОВД «Царицыно» майора Евсюкова, который в ночь на 27 апреля 2009 года открыл стрельбу в супермаркете «Остров».
Вместе с тем, такое разрешение противоречит не только принципу разделения властей, но и законодательству. Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) только за неповиновение сотруднику милиции можно получить до 15 суток. А уголовный кодекс (УК) РФ предусматривает от 12 до 20 лет лишения свободы, либо пожизненное заключение, либо смертную казнь за посягательство на жизнь милиционера . Последние, к слову, согласно Закону о милиции находятся при исполнении круглые сутки.
5. Критериями членства в движении «Наши» названы «ярость» и «взбешенность» тем, что происходит вокруг
«Ярость» и «взбешенность» тем, что происходит вокруг, являются одним из критериев членства в молодежном движении «Наши». Такое мнение высказал экс-руководитель организации, а ныне глава Федерального агентства по делам молодежи Василий Якеменко, выступая 15 апреля 2010 года на V федеральном съезде движения.
«В движении «Наши» собираются люди, которых бесит то, что происходит вокруг. Люди, холодная ярость которых приводит иногда к международным скандалам. Иногда эта ярость приводит к десяти годам стабильного развития страны», — сказал Якеменко.
«Я хотел бы сказать, что эта ярость, категорическое несогласие с тем, как обстоят дела вокруг тебя, достаточная квалификация, чтобы изменить ситуацию к лучшему, — это те качества, без которых ни вы не поможете движению, ни движение не поможет вам», — сказал он.
При этом главным отличием «Наших» от других радикально настроенных молодежных организаций является приверженность политическому курсу Медведева и Путина, изложенному в манифесте движения.
Якеменко добавил, что кто-то из активистов движения может быть исключен из университета, кому-то могут запретить въезд в десятки стран — но кто-то получит государственные награды и внесет свой вклад в решение насущных проблем России.