Сколько проедают политические звездуны?
Как бюджет Волгограда работал на имидж бывшего градоначальника
Волгоград, 7 июля. Бюджеты бывают разные: от семейного до федерального, от личного до общественного. Но в эпоху правления Волгоградом Романом Гребенниковым был изобретен новый тип бюджета — пиароемкий, каждая строка которого обязана была работать на политическое величие только одного гражданина
из миллиона жителей города.
На бочку пиара — ложка полезных дел
Бюджетное ноу-хау в виде использования городской казны в работе на свой собственный имидж Роман Гребенников, как отмечают депутаты и простые жители города, начал внедрять в Волгограде практически с первого дня своего нахождения в должности мэра. Возможные и существующие просчеты в хозяйственной деятельности прикрывались массовой рекламой добрых дел градоначальника. Принцип, который мэр и его команда успешно применяли в течение всего срока пребывания у власти, можно сформулировать примерно так: неважно, что ты делаешь, важно то, как ты это преподносишь. Соотношение таково: на бочку пиара одна ложка полезных дел. В итоге с одной стороны Волгоград получал плохо управляемое городское хозяйство, трудности в работе предпринимателей, разбитые дороги, дворы и т. д., а с другой — массу материалов в СМИ о том, как мэр отстаивает интересы города и его жителей.
Кодовая фраза
Словосочетание «по инициативе Романа Гребенникова» стало для горожан практически родным фразеологическим оборотом. Исключительно по личной инициативе бывшего градоначальника курсировали по улицам родного города автобусы и троллейбусы, семимильными шагами шли к счастью материнства волгоградские женщины, выходили на массовую зарядку в воскресный день неутомимые земляки и даже — о чудо! — наконец-то появилось несколько светофоров на перекрестках и бело-красная зебра на Аллее Героев.
А чтобы никто не сомневался в том, что все это — личная заслуга Романа Георгиевича, землякам неутомимо напоминали об этом многочисленными яркими плакатами и календарями с душевной фотографией мэра. Или, на худой конец, надписями вроде тех, которые вдруг появились в одночасье на муниципальном транспорте: «Новые троллейбусы (трамваи, автобусы) — родному городу. Глава города Роман Гребенников». Еще ряд горячих пиар-тем: ремонт дорог посреди зимы при минусовых температурах, заморозка цен на «жизненно важные» бинты в аптеках и пару продуктов определенных марок в сетевых магазинах (реальная разница в цене составляла копейки, а вот рекламная продукция, отпечатанная к акции, с фотографиями градоначальника стоила куда больших денег).
Свои и чужие
Именно на такие интересы и направлялись весьма внушительные бюджетные средства. При этом, для того чтобы имидж власти в городе никто нечаянно не запятнал, средства массовой информации были четко разделены на свои и чужие. Первых становилось все больше, и они имели прямой доступ к мэрии и ее обитателям, вторым общение с чиновниками фактически закрыли.
При этом чем быстрее приближались очередные выборы, в проведении которых градоначальник не сомневался, тем более пиароемким становился муниципальный бюджет. От имиджевых трат бывший мэр не отказался даже в кризис. Летом 2010 г. бюджет города пришлось серьезно покромсать из-за падения доходов. И 5 июля 2010 г. Роман Гребенников подписал постановление администрации Волгограда, которое отменило действие 23 (!!!) целевых муниципальных программ. При этом, чтобы снять с себя ответственность за принятие непопулярных решений, мэр сослался в постановлении на заседание координационного совета по экономической политике, которое состоялось 21 мая того же года. Это было сделано несмотря на то, что инициатором рассмотрения данного вопроса на указанном заседании был сам глава города Роман Гребенников, а координационный совет является совещательным органом, решения которого не обязательны для мэра.
Поставлено на «стоп»
Показательно, что отмене подлежали именно те программы, реализация которых могла привести к положительным сдвигам в городском хозяйстве. Программы «Жилище», «Светлый город», «Парки, скверы и улицы Волгограда», работы по замене лифтов в жилых домах и проведение капремонта, бесплатный проезд для школьников в городском электротранспорте — все это и многое другое было поставлено на «стоп» летом 2010 г. несмотря на то, что на реализацию данных программ в бюджете города было предусмотрено порядка 200 млн. руб.
С таким решением градоначальника были согласны далеко не все. Как отметила председатель комитета Волгоградской городской Думы по городскому хозяйству Ирина Соловьева, «мне непонятно, почему экономить решили именно на этих муниципальных программах, большая часть из которых имеет социальную направленность, в то время как расходы по таким статьям, как «СМИ» и «Прочие», остаются практически неизменными? Например, на СМИ в бюджете заложено порядка 70 млн. руб. Что важнее для горожан — каждый день видеть мэра по телевизору или чтобы в городе было светло и чисто?».
Бедные родственники
Прямого ответа на эти вопросы от Романа Гребенникова так и не было получено, но волгоградские реалии позволяют сделать предположение, что для бывшего градоначальника всегда приоритетными были вопросы имиджа.
— Я считаю, что мэр должен относиться к бюджету города как к своему семейному бюджету. Ведь хороший глава семьи никогда не будет тратить деньги исключительно на свои прихоти, а сделает все, чтобы как можно лучше обеспечить близких, — рассказал «Городским вестям» сопредседатель волгоградского регионального отделения «Деловой России» Леонид Семергей. — В случае с Романом Гребенниковым мы имели дело с крайне нерачительным хозяином, для которого личные интересы и собственный комфорт намного важнее семьи, в роли которой оказались жители Волгограда.
Многомиллионные траты на СМИ, покупка дорогих служебных автомобилей, содержание личной охраны под видом помощников — все эти и многие другие факты распределения бюджетных средств в личных интересах с первых дней нахождения Романа Гребенникова у власти позволили поставить ему диагноз нерадивого хозяйственника.
Антон ЗАХАРОВ.