Волгоград, 20 июля. В июле 2010 года глава администрации Волгограда Роман Гребенников подписал постановление об отмене сразу 23 целевых муниципальных программ. Под ударом оказались «Жилище», «Ремонт и реконструкция искусственных сооружений на улично-дорожной сети Волгограда», «Парки, скверы и улицы Волгограда», «Замена лифтов в жилых домах», «Проведение капремонта жилых домов». Под сокращение попала даже «Замена аварийных балконов», хотя накануне из-за очередного обрушения погиб человек. Так из-за одного росчерка пера горожане лишились реформ общей стоимостью 200 млн. рублей. Реформ, которые могли бы существенно улучшить их жизнь.
А ведь еще три года назад новоиспеченный градоначальник клятвенно обещал приложить все усилия к тому, чтобы таких программ было больше. Что же изменилось за это время? Оправдываясь перед общественностью, экс-мэр сослался тогда на решение некого координационного совета по экономической политике. Мол, не я это вовсе, а этот нехороший совет лишил горожан столь важных для них программ. Отговорка явно для непосвященных. На самом деле этот совет – орган сугубо совещательный. Он может лишь порекомендовать что-то мэру, но никак не требовать исполнения. Перекладывая на этот орган ответственность за заведомо непопулярное решение, Гребенников, как нашкодивший школьник, попытался спрятаться за чужие спины.
Между тем, ряд муниципальных программ успешно работали еще до прихода к власти отставного экс-мэра. Например, принятая в 2006 году четырехлетняя целевая программа развития наружного освещения Волгограда «Светлый город» с общим объемом финансирования 390 млн. 101 тыс. рублей. Правда, выделение средств на ее реализацию резко пошло на убыль уже в 2007 году, когда вместо запланированных 130 млн. 200 тыс. рублей на освещение затратили 85 млн. В 2008 году и того меньше: 62 млн. 868 тыс. рублей запланировали, а реально выделили чуть больше 6 млн.
А ведь по расчетам специалистов реализации мероприятий программы могла бы ежегодно экономить городскому бюджету десятки миллионов рублей. В рамках программы предполагалось восстановить 5 тысяч бесхозных фонарей и построить 101 линию на 5,2 тысячи светильников. Надо ли говорить, что это значит для городских окраин, которые с наступлением сумерек освещают только луна со звездами, да окна квартир до тех пор, пока их обитатели не улягутся спать. Стоит немного запоздать и добираться домой приходится в кромешной тьме. Не удивительно, что именно на окраинах в вечернее время чаще всего совершаются преступления.
И ведь нельзя сказать, что г-н Гребенников по каким-то мистическим причинам чурался света. Скорее наоборот темных закоулков побаивался. Поэтому все деньги и все силы городских осветителей бросил на иллюминацию улиц, по которым перемещался сам и которыми любил погордиться перед гостями города. Особенно всякими официальными делегациями. Наверное, чтобы сами восхищались и всему миру рассказывали, каким благоустроенным и сияющим стал город при молодом энергичном мэре.
Как-то ко дню города осчастливил Аллею Героев «звездным небом», а Астраханский мост роскошной декоративной подсветкой. Подарил ночную иллюминацию фонтанам, памятникам и скульптурам на центральных улицах (даже памятник Ленину на одноименной площади удостоился этой чести), а к Новому году установил (опять же, на Аллее Героев) целое светодиодное дерево из 19 тысяч лампочек.
И так оно восхитило нашего мэра, что после праздника (по многочисленным просьбам горожан, разумеется), дерево это решили оставить навсегда. Даже дополнительные деньги нашлись в бюджете, чтобы висящие на нем снежинки весной становились листиками, а к осени чем-то вроде спелых плодов. А что, красиво же. Пусть на окраинах спотыкаются и шарахаются от теней, зато в центре все замечательно. А как классно, восхищались в мэрии, гармонирует это дерево с иллюминацией «Звездного неба». Кстати, тоже весьма затратного изобретения, вместо которого вполне можно было бы осветить несколько темных улиц. Но чем тогда звездную пыль пускать в глаза гостям города?
На одной из пресс-конференций работавшая при Гребенникове председателем комитета по развитию телерадиовещания и рекламы Елена Козлова сообщила, что только от наружной рекламы в бюджет города за год поступает порядка 130 млн. рублей. Большая часть этой суммы тратится на переливающиеся разноцветными огнями прелести центра. Периферии же, если и достаются, то лишь незначительные копейки. Впрочем, зачем фонари окраинам? Высокие делегации туда не заглядывают, а местный народишко ко всему привычный, как-нибудь перебьется.
Родион Гребнев