Фарфоровая история: в музее Машкова хранятся тарелки из дворцовых сервизов
Каждая из них изысканно украшена яркими орнаментами.
Почти в каждой семье в шкафу есть «священный сервиз», которым пользуются только при особых случаях. Обычно в наборе 20, максимум 30 предметов. Во времена царской России масштабы были иные. По специальным заказам делали сервизы, где было по тысяче предметов. Их создавали мастера Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге, который существует и по сей день.
Фарфоровая история в России началась во времена Петра Великого. Именно он привез эту моду в наше государство из Пруссии. Королевская резиденция, состоявшая из двух палат, была убрана в «китайском стиле», и это буквально покорило Петра. Возить фарфор из-за рубежа в Российское государство было крайне дорого, поэтому решили изготавливать его здесь из местных материалов. Но найти свою «формулу» получилось далеко не сразу.
Уже при Елизавете Петровне под руководством барона Ивана Черкасова в 10 километрах от Петербурга приступили к строительству «порцелиновой мануфактуры». Тогда начал организовывать большое производство алхимик Кристоф Конрад Гунгер. Он знал все об изготовлении фарфора. Прославленный мастер пытался превратить российскую глину в изысканный материал, но так и не смог. В историю он вошел как фарфоровый шарлатан. Успеха добился мастер, который работал вместе с Гунгером, а также был товарищем и соучеником Ломоносова, Дмитрий Виноградов. После массы экспериментов он нашел идеальную «формулу». В честь него назвали первый период жизни завода. Однако труды не принесли Виноградову ни славы, ни богатства. У Дмитрия Ивановича бала трудная жизнь, судьба редко баловала его счастьем. Для современников Виноградов был талантливым человеком, который стал жертвой интриг, но в историю он вошел как один из гениев.
Со временем невская мануфактура превратилась в известный на весь мир Императорский фарфоровый завод. Реорганизация произошла в годы правления Екатерины II. Завод был известен не только своим мастерством, но и масштабами. Императрица заказала у него изысканные сервизные ансамбли — «Арабесковый» и «Кабинетский». В каждом было до тысячи предметов.
Первый набор посуды назвали так из-за орнамента, который нанесли на борта предметов. На них нарисовали фрески древнегреческого города Геркуланума. На краях посуды «Кабинетского» изображены полевые цветы, а в медальонах – итальянские виды и древние руины.
Увидеть это творение можно и сейчас. Причем в Волгоградской области. В музее Машкова хранится два экспоната – по одной тарелке из каждого «императорского» сервиза. На чаше из «Арабескового» изобразили Екатерину Великую в шлеме Александра Македонского, на тарелке из «Кабинетского» - древние итальянские постройки в венце ярких цветов.