Волгоградский акварелист «поселил» Европу на бумаге и мечтает о Камчатке
Павел Пугачев с детства не равнодушен к краскам. Если он берет в руки кисти и начинает работать, то ничего не может отвлечь его от искусства. Кто может называть себя настоящим художником, как вызывать вдохновение и по какой причине в живописи так важны слои, «Городским вестям» рассказал известный на весь мир мастер акварели.
Конец рабочего дня, в волгоградском Доме художника почти никого нет. Только несколько сотрудников обсуждают последнюю выставку за вечерним чаем. И тут в дверь заходит велосипедист. Его появление никак не удивило «население» галереи. Когда он снял очки и другую спортивную амуницию, оказалось, что это волгоградский художник Павел Пугачев, известный на весь мир своими акварелями, и собеседник «Городских вестей».
По дороге в детский сад
Дружба с живописью у Павла Пугачева началась в два года. Причем это увлечение заметили не родители, а воспитатель в детском саду. На одном из собраний она сказала маме Павла, что в их семье растет художник. Мальчик рисовал всегда. Даже в тихий час, когда все дети спали, он продолжал творить. Все старания воспитателей уложить мальчика спать были бесполезными. Будущий акварелист прятался с бумагой и карандашами под кроватью, за шкафами и в других укромных углах детского сада.
Когда Павел стал чуть постарше, то ходил в детский сад самостоятельно. И снова на родительском собрании воспитатель обратилась к матери художника. На этот раз она говорила не об увлечении рисованием, а о странном поведении ребенка – мальчик каждый день опаздывал. Причем не на 10-20 минут, а на час-полтора. Хотя из дома он всегда выходил вовремя. Мало того что ребенок появлялся в детском саду после того, когда дети уже позавтракали и поиграли, Павел приходил весь грязный.
- Мама тогда была, мягко говоря, в шоке. Она отпускала ребенка в сад чистого и наглаженного, а к воспитателям приходит уже грязный и лохматый мальчишка, - рассказывает художник.
- Тогда мама решила за мной проследить. Рядом с нашим домом был небольшой холм. И там я каждый день пропадал перед детским садом. Пока все растения, насекомые не рассмотрю, в детский сад не пойду. Вот так моя детская тайна и открылась.
Искусство вызывать вдохновение
После детсада Павел занимался в художественной школе. Уроки группы проходили три раза в неделю. Пугачев и еще несколько ребят пропадали там каждый день до глубокого вечера. Столько же времени он проводил в студии, когда учился на факультете ИЗО и черчения в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете. Но даже этого недостаточно, чтобы называть себя художником.
- Для этого нужно по-другому смотреть на мир. Даже сейчас я слежу за светом, тенями и многочисленными рефлексами на вашем лице и думаю, как это можно написать акварелью, - говорит Павел Пугачев.
Художник уверен, что научить рисовать можно любого, но работы таких людей не будут «говорить». Так, художники-копиисты могут написать копию картины известного мастера, однако это, скорее, ремесло, нежели искусство. А если их вывезти на пленэр, то они растеряются.
Мастер уверен, что истинный художник не только иначе воспринимает мир, но и всегда найдет источник вдохновения. И для этого не обязательно лететь в горы или к океану. Но это не значит, что путешествия совсем не нужны. Они помогают освежить палитру. Ведь в разных регионах даже небо другое, не говоря о ландшафте и общем колорите местности.
- В любом месте можно найти изюминку, даже в этом зале, - говорит Павел, обводя глазами помещение Дома художника. - Сначала кажется, что здесь полупустые стены, несколько картин и паркетный пол. Так это увидел бы нехудожник. Но взгляните, как здесь красиво играют свет и тень, на бумаге получился бы прекрасный интерьер.
Павел пишет акварелью и работает в технике лессировочной живописи, совмещая с техникой «по-мокрому». На бумагу накладывает несколько слоев краски, иногда их число доходит до 10.
- Это помогает сделать предметы на картине материальными. Например, передать фактуру бархата или шелка, стекла или дерева - отмечает художник.
Соборы променяли на мусорки
За последние пару лет наш собеседник объездил полмира. Причем чаще всего Павла Пугачева зовут в гости художники из других стран, чтобы вместе выехать на пленэр.
- Почти все мои коллеги, у которых я бывал за границей, находили меня через Facebook. Они видели картины, которые публикую у себя на странице, писали мне, и все - я в другой стране. Они были счастливы попленэрить вместе со мной. Искусство объединяет! – говорит художник.
Последнее большое путешествие Павла – тур по Европе, где он провел мастер-классы для местных жителей и много работал «в поле». За раз он побывал во Франции, Бельгии, Италии и Швеции. Каждое средневековое здание или собор вызывали у него восторг. Но местным художникам все это приелось.
- Они выросли в этой красоте. Европейские мастера уже не хотят писать местные улочки или замки. Это и сложно из-за большого количества деталей, и скучно для них. Куда больше интереса у них вызывает мусорный бак или гараж. Даже в Королевской академии изящных искусств Швеции, где блестящие интерьеры, полотна и статуи, студенты рисуют мультяшные мордашки и все те же мусорки, - с удивлением рассказывает Пугачев.
Павел Пугачев – лауреат многих конкурсов и выставок. Недавно его персональная выставка проходила в Тайване, в одном из наиболее престижных выставочных комплексов Азии, а в следующем году он собирается устроить пленэр на Тибете.
Волгоградский художник познакомился не только с культурами зарубежных стран, но и с многообразием своей. Он уже объехал Кавказ, Урал, Байкал, Хакасию и другие красивые места России. Непокоренной осталась только Камчатка, вулканов на картинах Павла пока не было.
- В отличие от моих зарубежных коллег мне родной колорит еще не приелся. На моих картинах часто можно увидеть русские деревушки, проселочные дороги и непревзойденную природу. Одно из любимых мест я случайно нашел на Урале. Деревня стоит на реке Чусовой. Она так зацепила меня, что я возвращался туда писать этюды, - рассказывает акварелист.
Работы художника чаще всего приобретают жители США, Европы и Азии.
Помощь, откуда не ждали
В Волгограде Павел Пугачев известен не только своими картинами. Несколько лет коллеги, знакомые и просто неравнодушные люди переживали вместе с ним за здоровье его дочери. Три года назад Пелагее, которой сейчас 4 года, врачи поставили страшный диагноз – нейробластома забрюшинного пространства IV стадии. Ребенку срочно требовалась операция. Первая из клиник, которая отозвалась спасти ребенка, оказалась в Израиле. Но за лечение выставили счет в несколько сотен тысяч рублей. Для семьи эта сумма была неподъемной.
- В тот момент я был в отчаянии и обратился за помощью ко всем через социальные сети. И никак не ожидал, что столько людей откликнутся. Деньги присылали не только земляки, но и иностранцы. Операцию и лечение проводили в детском онкологическом центре имени Димы Рогачева в Москве. Сейчас врачи дают позитивные прогнозы. Заболевание ушло в стадию ремиссии, - рассказывает мастер.
Это событие не могло не повлиять на творчество художника. Когда его дочь проходила курсы химиотерапии в столице, Павел написал очередной пейзаж. Картина «Тихое течение времени» заметно отличалась от тех, что были раньше. На полотне изображена семья, наблюдающаят за рекой, которая куда-то мчится. Этим художник хотел сказать, что время уходит так же быстро, как вода.
- Болезнь дочери помогла мне все переосмыслить. Теперь в своем творчестве хочу больше внимания уделять семье. У меня уже есть несколько задумок о серии картин, но пока карты раскрывать не буду, - завершает беседу художник.
К этому моменту в Доме художника почти погас свет, и кроме пары сотрудников, акварелиста и корреспондента «Городских вестей» никого не осталось. Когда я закрывала дверь галереи, Павел Пугачев продолжал говорить со старожилами выставочного зала об искусстве…
Виктория Чернова