Собака-проводник Дотти стала глазами для слепой 38-летней волгоградки
Собеседница «Городских вестей» рассказывает, как перестроить себя, когда теряешь зрение, и при этом жить полноценно.
Жительнице Красноармейского района Волгограда Татьяне Перекупко 38 лет, десять из которых она не видит совсем. Зрение стало подводить ее еще в детстве, но врачи и десяток операций не спасли глаза. И ей, уже взрослому человеку, пришлось полностью менять свой быт и привычки. Однако она с улыбкой рассказывает, что сначала потеряла зрение, а позже приобрела его в виде любимой овчарки Дотти.
Бок о бок
Татьяна и ее мама Ирина встречают нас в своей уютной и светлой квартире. Рядом, где ей и положено быть, сидит немецкая овчарка. Собака смотрит на нас умными глазами и внимательно разглядывает.
- Дотти настороженно относится к чужим людям и не любит фотографироваться, - с улыбкой предупреждает фотографа «Городских вестей» Татьяна. – Но сейчас познакомимся.
Татьяна берет мою руку, подносит к носу собаки – та, скромно лизнув, поднимает глаза на владелицу.
- Вот теперь все хорошо, проходите в зал, - приглашает хозяйка.
Дотти неотступно следует за «своим» человеком, проходит в комнату и занимает место возле дивана.
- Как давно вы вместе? – интересуюсь у Татьяны. – Быстро привыкли друг к другу?
- Я ждала собаку-проводника (многие называют поводырями, - прим. ред.) три года, получила Дотти осенью 2017-го, вот с тех пор и неразлучны, - говорит наша собеседница.
Потеря и приобретение
Заявку на получение собаки Татьяна подала сразу после окончания кисловодского колледжа, где три года училась на массажиста. До того, как лишиться зрения, девушка была парикмахером, после пришлось менять профессию.
- Зрение дочь потеряла в 2009 году, но к этому все шло постепенно, - рассказывает Ирина Перекупко. – Когда Тане было 10 лет, она стала жаловаться на боль в глазах. И с тех пор началась наша борьба за здоровье.
Обследование показало, что внутриглазное давление девочки достигает критического уровня – 42 мм ртутного столба при норме в 24 единицы. Таня перенесла десяток операций, но врачи признали, что не боги и не всегда могут помочь. Окончательно девушка лишилась возможности видеть из-за развившейся глаукомы. Однако о том, что Татьяна незрячая, с первого взгляда не догадаешься. Дома она идеально ориентируется, без труда находит в шкафу нужную вещь, готовит, убирает квартиру – все сама и с мамой. В начале она, естественно, хотела, чтобы врачи помогли, а теперь уже привыкла к новой жизни, к которой давно адаптировалась.
В России всех слепых людей направляют в центры реабилитации в Волоколамске или Бийске. Там их учат готовить, вести быт, обслуживать себя и самое главное - ориентироваться в пространстве. У Татьяны все навыки были, и ей нужно было лишь научиться ориентировке на улице. От подруги она узнала, что в этом очень помогают собаки-проводники, и подала заявку на ее получение.
- Собака положена слепому человеку также, как и другие технические средства реабилитации – тифлоприборы. У меня говорит весь дом: весы, компьютер, телефон. Я читаю статьи в интернете, общаюсь с друзьями. В общем, проблем ни с чем нет. Не хватало только поводыря, - вспоминает Татьяна.
После нескольких лет ожидания волгоградка, наконец, получила свои «глаза». Дотти приехала к ней из единственной в России школы подготовки собак-проводников. Изначально Татьяна хотела только немецкую овчарку, хотя кинологи готовят и восточно-европейских овчарок, и лабрадоров-ретриверов.
- Немцы максимально собраны в работе, а лабрадоры более игручие, к тому же могут подбирать все на улице, - с улыбкой говорит наша собеседница.
Долгое привыкание
Притирка между собакой и хозяйкой шла почти год. Первые две недели в новом доме Дотти целыми ночами ходила и все обнюхивала. После она приступила к изучению местности на улице. Она водила Татьяну туда, куда нужно именно ей – запоминала все в округе. Через некоторое время, когда собака узнала район, приступили к изучению маршрутов. Теперь она по одному слову понимает, куда нужно хозяйке – в какой именно магазин, в парк, к транспорту или на выгул.
- Если я скажу «в Ман», Дотти поведет меня именно в этот магазин, - рассказывает Татьяна. – Скажу «в транспорт» - поведет на остановку. И так по всем направлениям.
Сегодня, спустя полтора года, человек и собака полностью доверяют друг другу. И отдают одна другой лучшее, что есть в каждой: Татьяна – любовь и заботу, Дотти – преданность и лапу помощи. Всегда и везде они вместе – на учебе, в гостях, на отдыхе.
- Я даже учила Дотти плавать, - смеется Татьяна. – Когда только начинали гулять на Волге, она все время лезла на меня, а теперь прекрасно чувствует себя в воде.
Кто есть кто
Сегодня все в округе знают, что в доме по улице Ломакина живет собака-поводырь. В нашей реальности такой партнер слепого человека – редкость. В Волгограде всего два проводника: Дотти и лабрадор Дана из Краснооктябрьского района. Поэтому люди порой неадекватно реагировали на овчарку.
Собираясь на улицу, Дотти облачают в полное обмундирование – в шлейку с жесткой ручкой и в ошейник с колокольчиком. К тому же на груди собаки написано «собака-проводник», а на ручке красуется яркий крест. Татьяна вне дома всегда в темных очках и с тростью. То есть внимательный человек всегда заметит, что рядом слепой и собака-поводырь.
- Но хамства в свой адрес мы натерпелись немало, - рассказывает девушка. – Нас и из транспорта пытались высаживать. Кондуктор аргументировала это тем, что овчарка занимает много места и может испачкать… пол. И в гипермаркет «Лента» нас однажды не пускали 15 минут. Сотрудники уверяли, что собака навредит товарам. Каким образом – для меня осталось загадкой. Мы знаем закон, а люди нет, и поэтому приходится отстаивать свои права.
Собака-проводник может находиться везде – в транспорте, в магазинах, в любых общественных местах. И при этом без намордника. Их учат быть неагрессивными, не реагировать на внешние раздражители (даже на кошек!), всегда оставаться собранными и спокойными. К тому же если хозяйка что-то уронит, собака тотчас подаст упавшую вещь.
Однажды в парке Кисловодска к Татьяне, Ирине и Дотти буквально подлетела охрана и в грубой форме попросила убрать собаку.
- А в это время вокруг гуляли пять больших бездомных псов, - вспоминает Ирина. – И никому до них не было дела! Тогда я потребовала, чтобы сначала разобрались с бродячими собаками, а потом только предъявляли претензии к нашей умной и воспитанной девочке.
Вожак стаи
Дотти выгуливают минимум три раза в день и не меньше полутора часов. Собаке необходимо снять стресс, подвигаться, побегать и поиграть – получить то, что она не может сделать в работе. Раньше Татьяна выводила свою питомицу на площадку недалеко от дома, но потом место пришлось сменить.
- Я понимаю, что собака может мешать людям отдыхать, особенно летом при открытых окнах, - говорит она. – Она визжит от радости, когда видит игрушки. И, когда нам насыпали на площадку битое стекло, мы ушли гулять в другое место – подальше от дома.
Татьяна Перекупко с другими собачниками мечтает, чтобы районная администрация обустроила площадку для выгула и дрессировки животных. Они написали письмо депутатам и теперь ждут ответа. Для собаки-поводыря важны постоянные тренировки, а делать этого пока негде.
В семье изначально выстроилась такая иерархия, при которой на первом месте - Татьяна, потом – Дотти, а потом все остальные. Во всяком случае, собака уверена, что все кроме хозяйки должны находиться сзади нее.
- С мамой она может побаловаться и похалтурить. Обожает, когда на улицу выходят соседские дети. Тогда она чувствует себя вожаком стаи, - рассказывает, улыбаясь, волгоградка. – Тогда мы с ней идем впереди, Дотти никого не пропускает и постоянно оглядывается, чтобы убедиться – стая на месте.
Дорогая собака
Дотти – бесценный член семьи Перекупко и в то же время дорогое в содержании животное. Инвалид по зрению ежегодно получает от государства единоразовую выплату в размере около 24 тысяч рублей. И регулярно пособие индексируют. Получается, что в среднем в месяц на каждую собаку приходится две тысячи рублей. Но эта сумма маленькая по сравнению с той, которая нужна на самом деле.
- У нас на корм в месяц уходит около 8 тысяч рублей. Дотти не ест обычную человеческую еду, а на дешевый сухой корм у нее аллергия, а я не хочу, чтобы моя питомица мучилась, - делится Татьяна. – К тому же услуги ветеринаров стоят немало.
У каждой собаки-проводника есть паспорт, все прививки нужно делать по графику и обследования проходить регулярно. А недавно с Дотти случилась беда. Еще осенью ей в ухо попало семечко от травы. И стало разлагаться в глубине ушной раковины. Началось воспаление, и собаке грозила потеря слуха.
- Вот парочка получилась бы – слепая я и глухая собака, - смеется собеседница «Городских вестей». – Дотти прооперировали, слух спасли, но на это потребовалась внушительная сумма. Поэтому, чтобы и самой жить нормально, и собаку содержать, мне приходится работать массажистом. Клиенты приходят ко мне домой – к каждому ездить сама я не могу.
Собаки-проводники служат в среднем до 9 лет, а Дотти уже четыре. После им положен уход на заслуженный отдых. Слепой человек может подать заявку на нового пушистого помощника, но тогда придется содержать уже двух животных.
- Мы общаемся в мессенджере с теми, у кого есть собаки, некоторым из них уже 10-12 лет, и они до сих пор верно служат своим людям. Поэтому и мы с Дотти будем до конца вместе: она моя подруга, мои глаза и моя любовь.
Как готовят собак-проводников
Единственная в стране школа подготовки собак-проводников находится в Балашихинском районе Московской области и работает с 1960 года. За это время в ней воспитали более 4400 помощников для слепых людей. Здесь есть и свой питомник, где разводят собак, которые после станут проводниками. Школа - это целый комплекс зданий и сооружений, здесь одновременно содержат до 120 собак.
- Мы стараемся обеспечивать инвалидов по зрению собаками как можно быстрее по мере поступления необходимых документов, - рассказывает заместитель генерального директора школы Андрей Ивашков. – Инвалида по зрению обеспечивают собакой-проводником бесплатно.
Процесс подготовки собаки непростой. Кандидата в проводники подбирают индивидуально под будущего хозяина. При этом учитывают данные, указанные в специальной анкете, заполненной инвалидом или его представителем. И в соответствии с этими данными выбирают и тренируют собаку: активную или спокойную, крупную или небольшую.
- На дрессировку каждого животного уходит определенное время - рассказывает инструктор-методист с 13-летним стажем Елена Черкасова. – Кому-то нужно несколько месяцев, а кому больше – все зависит от темперамента животного. У нас есть собственный питомник, в котором содержатся племенные собаки и щенки. Сейчас в школе идет дрессировка трех пород собак: немецкой овчарки, восточно-европейской и лабрадоров. Эти породы зарекомендовали себя как наиболее подходящие для подготовки в качестве собак-проводников.
Вера Владзиевская