40 дней назад не стало поэта и музыканта Сергея Хайлова
Волгоградец Сергей Хайлов за 50 лет успел многое: создать вместе с друзьями несколько музыкальных коллективов ("Альманах", "Предлог", "Хайлов-бэнд"), в соавторстве написать музыкальные сказки, либретто и музыку к спектаклям, поработать в Волгоградском Дворце пионеров (в том числе работником по обслуживанию зданий), НЭТе и два раза - во Всероссийском детском центре "Орленок", переехать в Петербург... И все время - писать стихи. Не претендуя на полноту, но стараясь бы достоверными, друзья вспомнили сегодня несколько эпизодов из его жизни.
Удивительное сообщество "Эспада"
Екатерина Добровольская (Солодовникова), психотерапевт, г. Москва
Вместе ходили в клуб фехтования "Эспада" (Волгоградский Дворец пионеров) и центр авторской песни "Отрада", конец 1980-х гг.
Я свято верю в то, что основное формирование личности происходит в юные годы. Тогда, на стыке смутных восьмидесятых-девяностых, в команде очень разношерстных, дерзких, но талантливых мальчишек и девчонок, закалялся наш характер и выкристаллизовывались главные ценности. Добро и зло, честь и предательство, любовь и подлость. Удивительное сообщество «Эспада» была для нас не только спортивной секцией. Это был наш дом, наша отдушина, наше мушкетерское братство! Мы проводили там все свободное время и были как одна семья. Сережка был лидер по призванию. Первый во всем. Лучше всех фехтовал, писал самые проникновенные стихи, а когда брал в руки гитару, захватывал сердца в плен сразу и навсегда. Он первый вставал на борьбу с любой ложью, непорядочностью, с горящими глазами мог всю ночь, у костра, строить планы о спасении нашего несовершенного мира. Он был похож на лучших героев книг Владислава Крапивина. «Мальчик со шпагой», звонкий, дерзкий, но очень глубокий и настоящий. Семь лет настоящей дружбы. Это фундамент на всю жизнь. Непоказной и очень профессиональный
Владимир Голуб, режиссер массовых мероприятий, г. Геленджик (Краснодарский край)
Работали вместе в "Орленке" в 1998-2000 гг.
Когда мы встретились с Сергеем, он был уже почти легендой для всероссийского "Орленка". В 1998 году Хайлов приехал туда работать второй раз. А "старики" его хорошо помнили, и я заранее слышал: "Как тебе повезло, что ты с ним познакомишься! Сейчас приедет Хайлов - и сразу все завертится-закрутится..." Так и оказалось. Он приехал, когда мы воплощали в жизнь идею тогдашнего старшего вожатого "Стремительной' (дружина, в которой мы работали) Игоря Геннадьевича Николаева: ставили вожатский спектакль по пьесе Б.Шоу "Пигмалион". И он вошел в спектакль всеми творческими силами: не только сыграл одну из главных ролей - полковника Пикеринга, создав образ достойного, увлеченного и в меру ироничного человека, - но был звукорежиссером записи песен, помог в аранжировке и в целом подсказал интересные повороты, которыми в итоге "задышали" многие сцены спектакля.
Мы ставили мюзикл, и так получилось, что к приезду Хайлова уже были написаны все песни, которые ему вместе с другими героями надо было исполнять. Автором песен был я. Так вот, за все время подготовки и репетиций, Хайлов ни разу не упрекнул меня за ошибки в композиции, не хвастал своим музыкальным творчеством, больше того - он помог разложить многие песни на многоголосые партии, репетировал с нами ночами. В итоге получился спектакль, которому дважды аплодировал огромный Дворец культуры и спорта "Орленка". Больше сыграть мы не успели: "актеры" стали разъезжаться, жизнь шла своим чередом, но на все эти годы я сохранил благодарность к Сергею за его внимательное отношение и участие в нашем совместном проекте. Уже тогда я знал, что он легко мог меня "обскакать", если бы предложил сам написать песни для "Пигмалиона", но Сергей не позволил себе нарушить то, что уже было сделано до его появления. Все его советы и подсказки были точными, удачными - может, потому с ним никто никогда не спорил?.. А на сцене он был лёгкий и органичный, к тому же очень комфортный а партнёрстве – не тянул одеяло на себя…
Вскоре я уезжал из "Орленка" и передавал дела руководителя музыкального центра лагеря "Стремительный " именно Хайлову, так что мы много времени проводили вместе, и я видел, чем этот человек живет. Все, за что брался, делал профессионально, и при этом не напоказ. Не орал на людей, никогда не стремился быть демонстративным лидером, но все действительно крутилось вместе с ним или вокруг него, а без него часто могло застопориться или вовсе рассыпаться. И, мне кажется, Сережа это понимал.
"Я не принадлежу вашей авторской песне"
Сергей Волобуев, в начале 1990-х гг. один из создателей и президент Центра авторской песни Волгограда
Сергей Хайлов часто будто противопоставлял себя авторской песне, подчеркивая, что работает с музыкой и стихами профессионально, а барды - любители в этом деле. Но всю жизнь он был рядом с авторской песней, лучше многих знал и пел песни классиков - Окуджавы, Визбора, Симакова, делал замечательные аранжировки... И было время, когда он даже возглавлял и организовывал огромное бардовское движение в Волгограде и окрестностях - работал исполнительным директором Волгоградского регионального Центра авторской песни (ВЦАП) в 2000-2001 гг. Сергей не скрывал, что стал директором ВЦАП, чтобы понять, как организуются массовые мероприятия, какие есть нюансы, сможет ли он...
Жизнь у нас была активная: ежегодно ВЦАП проводил два- три различных фестиваля - городские, областные, общероссийские, в которых мы принимали от 1000 до 2000 человек. И один из самых больших фестивалей пришелся на директорство Сергея.
Мероприятие проходило в районе турбаза "Волга" на левом берегу реки, оргвопросов было много, Хайлов носился как угорелый, но постепенно все решилось, однако вечером первого дня ему надо было выступать на сцене театра музкомедии: трио "Альманах", со-руководителем которого он был, стало лауреатом городского конкурса "Провинциальная муза", и церемония закрытия не могла состояться без них. Поскольку на нашем фестивале все процессы уже шли своим чередом, Сергей скрепя сердце уехал и появился опять часов в десять вечера - активный, решительный, сразу включился в дела... Только на следующее утро я увидел, что у Хайлова перевязана рука. Оказалось, что по сценарию концерта трио "Альманах" спускали на сцену из-под крыши - ребята как бы парили, поскольку исполняли известную песню Сергея "За спиной два крыла". Они были одеты во все белое - задумка красивая, но, видимо, к Хайлову плохо прицепили карабин, и он реально летел на сцену, успев зацепиться за трос рукой и глубоко разорвав кожу этой руки. Но зрители ничего не заметили. Сергей выстоял на сцене, пел, только играть на гитаре не мог - Виктор Каменский играл один. После выступления Жанна Попова пыталась вызвать врача, но все было бесполезно: Хайлов помчался на фестиваль. И оставшиеся два дня он работал без устали: привезти-увезти людей, обеспечить комфорт жюри, организовать звук и свет на итоговом концерте... "Иваныч, этот фестиваль - мое дело, и я его сделаю, как договаривались", - отсек он все мои предложения съездить в больницу. И сделал.
Хайлов принес в ЦАП свою харизму. "Альманах" действительно нередко противопоставлял себя Центру авторской песни, но, когда мы объединялись, успех был однозначным: вместе мы собирали на концерт тысячный зал в бывшем Доме политпросвещения, проводили самые массовые, наверное, в Поволжье (кроме Самары) фестивали бардовской песни, да и вообще много хорошего сделали.
Патриарх авторской песни Юлий Черсанович Ким, услышав "Альманах", сразу сказал: "Как я рад, что у меня есть продолжатели, - вот они". Хайлов даже растерялся: в тот вечер ребята пели, стараясь показать, что они-то как раз - другие, отличаются от бардов, но Ким оказался неумолим.
Музыка к картинам: незавершенный проект
Олег Николаенко, художник, Санкт-Петербург
Эта история началась более десяти лет назад. Именно тогда мы - я и мой коллега Юрий Потапов - начали обсуждать с Сергеем вероятные совместные проекты. Подача была со стороны Сергея: «а давайте что-нибудь вместе сделаем? Ваши картины, моя музыка...». Почему бы нет? Так было написано несколько музыкальных композиций к одной из наших выставок.
Позже мы много раз возвращались к этой идее в разговорах и сделали несколько повторных экспериментов. Мы выбирали картины, Сергей создавал музыкальные импровизации к заданным произведениям. Процесс всегда был удаленным, прерывался внешними обстоятельствами и в итоге не сложился в законченном виде. Остались только разрозненные фрагменты электронной переписки…
Из полностью реализованных совместных проектов могу рассказать об одном. Лет пять назад мы принимали друзей в нашей мастерской в Санкт-Петербурге. Во время вечеринки Юра Потапов на ходу сделал портрет гостьи. Через некоторое время нам поступило предложение уступить портрет для подарка этой даме. Договорились и предложили написать авторский музыкальный трек для этого произведения. Сошлись и в этом. Тогда Сергей написал красивую мелодию к портрету. В итоге, я надеюсь, получился уникальный и изящный подарок.
Мы обсуждали с ним варианты странички на сайте нашей галереи "Мансарда Художников": думали, как предлагать клиентам не просто купить или заказать картину, но заказать сразу музыку к ней, а может быть, и стихи. Страничку оформить не успели, но еще несколько композиций в процессе подготовки проекта Сергей Хайлов написал. И я уверен, что это - проект по-настоящему творческий и перспективный, но, к сожалению, незавершенный.
Приходить "на Хайлова"
Светлана Жадовская (Чернышева), Санкт-Петербург
В конце 2000 года Сергей переехал в Петербург и довольно скоро стал петь в небольшом кафе-баре с непоэтичным названием "Заправка" на Петроградской стороне.
Маленький темноватый зал, стены, густо увешанные фотографиями, дорожными знаками и указателями, клубы сигаретного дыма, закусывающие посетители... Слева, у барной стойки - высокий стул, аппаратура и Сергей.
Для меня, до этого видевшей его лишь в составе "Альманаха" на театральных сценах Волгограда, это было удивительно: что он может делать с гитарой в таком странном окружении? А Сережа делал концерты. Он пел свои и не свои песни, знакомые и не знакомые публике, перемежал их комментариями, иногда историями - и "Заправка" стала местом, где хотелось проводить каждый вечер. Люди приходили "на Хайлова" - в этом мы сошлись со всеми, с кем вспоминаем "Заправку". Конечно, были и случайные гости, но каждый втягивался в душевную атмосферу, которую создавал Хайлов, и заряжался его энергией. Он формировал и "держал" свою аудиторию, которая ценила хорошую музыку и качество исполнения. Сергей выходил к микрофону, встряхивал волосами, говорил "Доброе утро" (вечером!) - и вдруг каждый понимал, что он общается только с ним и лично для него поет и шутит.
Петь в кабаке - разве это мечта музыканта? А он сделал из бара отличную концертную площадку и работал – честно, профессионально и от души. Позже Сергей пел и в других петербургских заведениях, многие помнят "пиратское" арт-кафе "Капитан Флинт", наверное,более подходящее для музыкантов. Там и в других местах выступал и коллектив "Хайлов-бэнд". Но мне кажется, что именно в "Заправке" из хаотичного пространства большого города Сергей вылепил, создал свой Петербург - людей и среду.
...Воспоминаний еще много, как и людей в жизни Сергея Хайлова, для которых он был опорой. В память о Сергее будут проведены концерты в Санкт-Петербурге и в Волгограде (в связи с карантином даты остаются пока открытыми), готовится презентация книги его стихов "Объяснительная записка" (она была издана в январе этого года к 50-летнему юбилею автора), создана группа ВКонтакте, посвященная его жизни и творчеству. Известно, что будет издан сборник очерков: в воспоминаниях друзей проявится не всегда однозначная личность поэта и музыканта и его Время. Только Сергея Хайлова уже не будет.
Текст: Оксана Чернышева. Фото предоставлено родственниками.