На юге Волгограда рядом с главными проходными теперь уже бывшего завода «Судоверфь» стоит на постаменте танк Т-34. Мало кто знает, что он — реальный участник боевых действий во время Великой Отечественной войны.
В 1944-ом году танк установили на площади перед Волгоградским судостроительным заводом. Через 20 лет его водрузили на бетонный постамент.
Табличка на памятнике гласит:
Танк Т-34 установлен в память о героическом трудовом подвиге рабочих Сталинградской судостроительной верфи в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Известно, что архитектор памятника - Фёдор Лысов, демобилизованный после Великой Отечественной войны в Сталинград.
Именно здесь Т-34 появился не случайно. Красноармейский Судостроительный завод работал на протяжении всей Сталинградской битвы. Остались на заводе 140 человек для ремонта танков и взрыва завода на случай захвата его немцами. Жили в цехах завода. 12 сентября в 11 часов утра фашисты бомбили завод и бросили 32 бомбы: были разрушены жилые дома, пожарное депо, заводоуправление, столовая, дорога, подъездные пути, были жертвы. А завод продолжал работать… Все материальные и людские силы полностью переключились на спецзаказ – изготовление бронекорпусов для танков Т-34. Здесь же делали и бронекабинки для самолетов «Ил-2». Когда линия фронта подошла близко к заводской территории, на судоверфи была организована полевая ремонтная бригада.
Из воспоминаний Г.Е. Кауфмана (1909-1993 гг работал на Сталинградской Судоверфи в должности заместителя директора):
Сталинградский Судозавод уже на 2-й день войны работал в режиме военного периода… В первый день войны завод прекратил производство судов. Завод переключался на военное спецпроизводство. Буквально через несколько дней после начала войны полным ходом началось изготовление бронекорпусов танка Т-34 и 100 , бронеспилок для самолета ИЛ-2, бронекорпуса танков Т-60 и Т-70, бронекорпуса самолётов ИЛ-2, мины с бронеколпаками». 1941 год. Судостроительный завод переходит на выпуск военной продукции.
Осенью 1941 года заводом было изготовлено 8 тыс. окопных печей, 150 тыс. противотанковых мин, 30 тыс. кавалерийских седел, обшивка паровозов бронёй, организован ремонт танков военных кораблей и бронекатеров, изготовлено два бронепоезда, собрано 400 броневых башен со снятого производства танка Т-26. Их установили на линии обороны в Красноармейске. Особое внимание уделялось развитию танковой и авиационной промышленности, а также производству минометов, артиллерийских орудий, боеприпасов и других видов боевой техники.
23-24 августа 1942 года Судостроительный завод изготовила самое рекордное количество бронекорпусов танка Т-34 по 18 штук в сутки. Сентябрь 1942 года отремонтирован первый танк. Всего за годы войны отремонтировано 1280 наших и 300 трофейных танков. Кстати, самый последний Т-34, вывезенный с поля боя, решили отремонтировать и установить у проходной завода. Это, собственно, и есть наш «герой».
Стоит отметить, Т-34 является самым удачным советским танком времен Великой Отечественной войны. Танки этой модели сыграли немаловажную роль в перехвате войсками СССР стратегической инициативы во время кровопролитных боев за наше отечество. Их чрезвычайная мобильность и хороший уровень брони позволяли побеждать в единоборствах такие тяжелые фашистские машины как «Тигр» и «Пантера». Особенно отличились Т-34 в сражении под Прохоровкой (Курская битва).
Приятно констатировать тот факт, что в первые за долгие десятилетия территория вокруг памятника-танка Т-34 напротив Судоверфи преображается. До 1 декабря здесь полностью завершатся работы благоустройству. Рядом с легендарным Т-34 появится плитка, скамейки, урны, флаги, новые ограждения,100 автономных парковых фонарей на солнечных батареях. Здесь также будет смонтирована системы автополива и будет проведено озеленение.
Благоустройство у танка Т-34 выполнятся по программе инициативного бюджетирования – за реконструкцию этого объекта волгоградцы проголосовали весной 2019 года. Проекты реализуются при финансовой поддержке регионального и местного бюджетов, а также из внебюджетных источников.