Теперь мужчина готовится «покорять» соцсети и смартфон.
Неудачное начало
Виктор Васильевич Турченко года три назад посещал уроки компьютерной грамотности. Дочка с зятем помогли выбрать ноутбук. И на тот момент 70-летний пенсионер бодро взялся за усвоение новых знаний и даже получил соответствующий сертификат. Однако теорию на практике закреплять не спешил.
В итоге компьютерная техника оказалась на полке. Доставали её оттуда раз в три-четыре месяца для созвона по мессенджерам. Пенсионер иногда хотел поговорить со старыми друзьями, как говорится, с глазу на глаз. Настройкой при этом занималась дочь – сам горожанин решил, что ноутбук ему всё же не по зубам.
– Фильмы я смотрел по телевизору – каналов у меня подключено больше сотни. Кнопочный телефон и безлимитный тариф позволяли разговаривать практически со всеми, а с финансами помогала дочка, – рассказывает Виктор Васильевич.
Деньги без присмотра
По словам мужчины, его «северная» пенсия позволяет часть средств откладывать на счёт, остальное тратить на свои нужды. Однако «раскидывала» ежемесячную выплату дочка через интернет-банк на своём смартфоне.
– Весной 2020 года, когда угроза коронавируса стала ощутимой, мы с женой начали соблюдать рекомендованный режим самоизоляции. Дочка с зятем приносили только продукты. У нас не задерживались – боялись заразить, – рассказывает Виктор Васильевич. – И тут я понял, сколько неудобств доставляет моё незнание компьютера.
Чтобы перевести деньги на банковский счёт приходилось несколько раз по телефону переговаривать с дочерью – ведь каждая операция защищена.
– Она звонила мне и просила код подтверждения из SMS для входа в интернет-банк. Ещё один звонок – обговариваем суммы, следующий – нужно назвать код для перевода. И так по пять раз, а то и больше. У меня не очень хорошее зрение, не всегда «угадывал» код на экране своего кнопочного телефона, – поясняет пенсионер.
Раньше эта процедура, признаётся пожилой мужчина, занимала от силы минут пять на смартфоне дочери. Теперь же всё растягивалось до получаса и даже больше, если требовались какие-то дополнительные операции.
– Последней каплей, наверное, стала просьба сына, который с семьёй живёт в Самаре. Он попросил занять 20 тысяч для автокредита, потому что ему задерживали зарплату, – говорит Виктор Васильевич. – А чтобы это сделать, мне нужно было снова звонить дочке и просить её помочь с переводом.
Следить буду сам
Решив, что вполне способен управляться с компьютерной техникой, бывший бортмеханик вертолёта стал по учебным материалам вспоминать, как же работать на ноутбуке.
– Было сложно. Иногда хотелось всё бросить – жил же до этого без ноутбука и ещё поживу. Но гордость не позволяла бросить всё и во второй раз. К тому же, по телефону меня консультировали дочь и зять, что придавало уверенности, – поясняет пожилой волгоградец.
Больше трёх месяцев ему понадобилось, чтобы самостоятельно войти в интернет-банк «Сбера». А вот освоить операции перевода понадобилось меньше часа.
– Всё оказалось очень просто. Нужно лишь проявить внимательность, – говорит Виктор Васильевич.
Обман не пройдёт
Сейчас пенсионер за своими финансами следит самостоятельно. И, к слову, знает, о кибермошенничествах.
– Дочь и зять постоянно рассказывают нам с женой, что нельзя верить телефонным звонкам, даже если на том конце провода находятся якобы банковские работники. Я также знаю, что от «Сбера» могут звонить только с номера 900, – поясняет волгоградец.
По его словам, жена выбрала тактику не общаться с теми, кто пытается вытянуть из неё данные карт и счетов. А он стал возможным мошенникам рассказывать, что у него отделение банка через дорогу.
– У меня действительно до «Сбербанка» пешком идти минут 10, – говорит пенсионер. – Однако всё, что говорят мне о всяких переводах, блокировках счетов и т.п., я могу проверить и самостоятельно на ноутбуке. Теперь я знаю, как это сделать.
К слову, для пожилых жителей Волгограда и области Банк России проводит сессии онлайн-уроков по финграмотности. На сайте www.pensionfg.ru пожилые пользователи Интернета смогут узнать с расписание и зарегистрироваться в качестве слушателей.
– Это снижает частоту нарушений, формирует прозрачные и честные правила продажи финансовых продуктов и услуг. Если человек имеет знания, его сложнее ввести в заблуждение или обмануть, – говорит заместитель управляющего Отделением Волгоград Южного ГУ Банка России Алексей Фирсов.
Не исключено, что и Виктор Васильевич Турченко посетит эти полезные онлайн-занятия, ведь пенсионер теперь готовится покорять социальные сети. А в будущем даже подумывает о покупке смартфона, что следить за своими финансами через Сбербанк Онлайн.