Торговля двигает вперед как российскую, так и региональную экономику
20% внутреннего валового продукта составляет сектор торговли. Ее доля в экономике Волгоградской области также существенна, при этом товарооборот постоянно увеличивается. Такому бурному развитию отрасли способствуют не только активность сетевиков или отдельных предпринимателей, но и принимаемые программы по поддержке торговли как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Стабильность — признак мастерства
По данным Волгоградстата, на территории области работают 14,4 тыс. предприятий торговли, из которых 51,3% реализуют непродовольственные товары и 48,7% — продовольственные.
По информации регионального управления Федеральной налоговой службы, в первом полугодии 2012 г. от деятельности предприятий торговли поступило налогов и сборов во все уровни бюджетов на сумму свыше 5 млрд руб.
Торговля даже в самые сложные для мировой и отечественной экономики времена оставалась неким островком относительной стабильности, ведь невзирая на отрицательные показатели во многих отраслях, рост розничного товарооборота никогда не снижался. Да, покупательская активность в кризис падает, но люди как ходили в магазины и на рынки, так и продолжают ходить. Кроме того, именно торговля способствовала снижению социальной напряженности, поскольку даже в кризис открывались новые вакансии. Кстати, сегодня в отрасли трудятся 75,8 тыс. чел., или 10,5% от общего количества работников, занятых в экономике региона.
Высокое внимание
Поддержка отрасли стала одним из важнейших приоритетов для правительства Волгоградской области. Не так давно общественный совет при министерстве промышленности и торговли региона изучил проект Закона «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Волгоградской области», разработанный региональным минпромторгом. Основная цель закона — определить направления государственной политики в этой сфере, создать эффективную и сбалансированную систему товародвижения от производителей до конечных потребителей, способную удовлетворить потребности различных слоев населения в качественных, разнообразных и доступных товарах и услугах. Вместе с законопроектом специалисты минпромторга разрабатывают программу развития торговли. В частности, в этой сфере предусматривается создание логистических центров (в том числе для распределения и предпродажной подготовки сельхозпродукции), которых так не хватает региону.
— По рекомендации общественного совета мы вынесем законопроект на публичное обсуждение, чтобы в нем приняли участие и предприниматели, и сельхозпроизводители, и представители торговых сетей, — говорит министр промышленности и торговли Волгоградской области Роман Беков. — Мы не ставим перед собой цель просто разработать закон. Он должен стать ориентиром для тех, кто занят в сфере торговли, и способствовать социально-экономическому развитию региона.
К мировым стандартам
Наибольшее количество торговых предприятий региона сегодня сосредоточено в областном центре. Сфера торговли Волгограда включает около 4000 магазинов, 22 торговых центра, около 1500 предприятий мелкорозничной сети, 3100 объектов приемной сети бытового обслуживания населения.
— Мы стремимся сохранять и развивать эти форматы, поскольку все они необходимы для наших граждан, — говорит руководитель департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко. — Ведь у каждого торгового предприятия свое назначение. Задача администрации — привести нашу торговую систему к высоким мировым стандартам, чтобы она вписывалась в облик города и соответствовала всем принятым нормам.
Кстати, сейчас в сфере потребительского рынка Волгограда особую роль играют торговые сети магазинов продовольственного профиля, насчитывающие около 240 современных предприятий. Образцами высокой культуры обслуживания покупателей считаются крупные гипер- и супермаркеты «Реал», «Лента», «Карусель», «Окей», «СуперМАН», семейные гипермаркеты «Магнит». В ближайшее время ожидается открытие самого крупного в городе гипермаркета «Ашан». Обеспечение товарами каждодневного спроса населения успешно решается торговыми объектами шаговой доступности, каковыми являются сетевые магазины «МАН», «Радеж», «Пятерочка», «Магнит».
Новые рыночные отношения
Что же касается обеспечения горожан и жителей области качественной и недорогой сельхозпродукцией, то с этим успешно справляются продовольственные рынки.
На территории Волгоградской области расположены 73 рынка, 27 из них — в Волгограде. Доля оборота торговли на розничных рынках Волгоградской области за девять месяцев 2012 г. составила 11%, или 22,4 млрд руб., из которых 16,6 млрд руб. — оборот рынков Волгограда (74%). Количество торговых мест на рынках региона — 26 279. Личным подсобным хозяйствам выделено 1066 торговых мест (4,3%), частным лицам (дачникам) — 4881 (20%). Основными хозяйствующими субъектами на рынках по-прежнему остаются индивидуальные предприниматели — им предоставлено более 18 000 торговых мест (70%).
С 1 января 2013 г. рынки будут работать по-новому. Согласно требованиям федерального законодательства (ФЗ № 271), с нового года универсальные рынки должны осуществлять торговлю только в стационарных зданиях, соответствовать современным санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности и т. д. Очевидно, что далеко не все из них смогут выполнить требования нового закона, а потому будут закрыты. Например, в Волгограде из 29 рынков под вопросом может оказаться дальнейшая судьба 9 торговых предприятий.
Заместитель председателя правительства Волгоградской области Василий Галушкин подчеркнул, что совместно с муниципалитетом Волгограда и компаниями, которые управляют рынками, сегодня рассматриваются варианты строительства новых торговых рядов. Для этих целей привлекаются инвесторы.
— Ни у кого не вызывает сомнений, что и продавцы, и покупатели должны находиться в комфортных условиях, что рыночная торговля должна стать цивилизованной, — отметил Василий Галушкин. — Важно, чтобы муниципалитеты подошли к этому вопросу максимально корректно. На каждом рынке работают предприниматели, представляющие наиболее уязвимый малый бизнес. И если рынок по вине нерасторопных владельцев подлежит закрытию, то муниципалитеты должны предложить предпринимателям другие места для ведения торговли.
Иван Матвеев