Как царицане конца света ждали
В 2012 г. согласно календарю майя нас ожидает «конец времен». Что это, никто точно не знает, но разнообразные эзотерики уже пугают народ квантовым переходом, который предстоит всему человечеству, и тому подобными прелестями. Впрочем, аналогичную истерию давно пережили наши предки. В 30-е гг. XX в. атеистические пропагандисты советской России были всерьез озабочены сектой еноховцев, или летунов, действовавшей в Сталинградской области. Те тоже активно готовились к концу света и склоняли к этому полезному занятию других.
Приход Мессии
Что же послужило отправной точкой нового учения? Еще в 1897 г. в с. Верхняя Ахтуба объявился зажиточный крестьянин Андрей Черкасов, ставший основателем еноховцев. Суть учения, в которое Андрей Лукьянович вербовал односельчан, состояла в проповеди скорого пришествия на землю пророков Илии и Еноха, которых согласно Евангелию Бог забрал живыми на небо. Черкасов внушал своим последователям, что в скором времени пророки вернутся для Страшного суда над грешниками. Очень скоро малограмотные волжане поверили пламенным речам нового Мессии, произведя его в чин толкователя событий и всерьез считая воплощением Иоанна Богослова. Священника из Дубовки Николая Благовещенского стали именовать Енохом, а известного подвижника и проповедника Иоанна Кронштадтского — пророком Илией.
Сначала один, а позднее с присоединившимися последователями Черкасов стал рыть пещеры близ с. Безродного (нынешний город Волжский), взяв за образец подземелья Киево-Печерской лавры, где побывал еще в молодости. Здесь он развесил дорогие иконы, лампады и кресты. А в одном месте даже повесил котел, в который новообращенный Мессия при большом стечении народа клал кусок фосфора, тот возгорался, давая огонь и смрад. Черкасов объяснял это чудом, которое Бог дарил ему и его пещерам, при этом не забывая собирать пожертвования с облапошенных людей.
Многие стали укрываться в пещерах от тяжелой судьбы, сует мира, несчастной доли и тягот жизни. Лукьяныч принимал всех с большой почестью и низкими поклонами, что еще больше подкупало людей. С течением времени пещеры еще больше расширялись, а молитвенные залы обкладывались кирпичом для прочности. По стенам пещер были сделаны ниши с лавками для затворников, приходивших сюда умирать. По углам пещер на каждом повороте установили иконы и негасимые лампадки. Где-то в глубине пещер раздавался колокольчик, невидимый в темноте, он наводил страх и вызывал невольную дрожь.
Ближайшими помощниками Черкасова были монах Иероним, поп Благовещенский, крестьяне Михаил Шашков, Даниил Рожков и пятеро царицынских мещан. Сначала они были дружны, но потом, когда вливания в секту стали увеличиваться, перессорились. Каждому хотелось стать «пророком» и иметь собственный доход. «Однажды Черкасов узнал, что Иероним собирается его покинуть, объявив себя новым Мессией. Андрей Лукьянович подговорил мещанку Иванову, и та, напоив монаха, остригла ему полголовы и полбороды. Получился великий конфуз, расстроивший планы Иеронима», — писал позже корреспондент советского журнала «Безбожник» Синеоков.
Летуны на небеса
В 1898 г. вышел приказ астраханского архиерея провести расследование, для чего в заволжье прибыл уездный миссионер — священник Горохов, в результате кельи черкасовцев были закрыты, а пещеры — разрушены. Самого Черкасова отправили в ссылку в Суздальский монастырь.
Тогда дело секты продолжил Михаил Шашков из с. Заплавного. Маленький, пухленький и хитрый, отец Михаил с самого начала вступления в секту очень завидовал Черкасову, получив же бразды правления, Шашков издал священную книгу псалмов и молитв собственного сочинения. Сущность его учения оставалась той же, с разницей лишь в том, что теперь головой всему был отец Михаил, слывший за святого человека.
Грянувшую Февральскую революцию сектанты встретили с ликованием, а Октябрьскую не признали, потому что «большевики грабят помещиков». В своих проповедях они рассказывали «о красном драконе», который скоро сожжет все на земле и от которого одно спасение — под землей, в длинных подземных ходах с большими комнатами, которые наделали шашковцы». Также они верили, что настоящий царь жив, а расстрелян самозванец.
В ожидании Страшного суда еноховцы в 1917 г. собрались в Царицыне у мещанина Василия Несмачнова. Около полутора суток молились стоя, пели религиозные гимны, готовясь «лететь на небеса». Лететь им, понятно, не пришлось. Тогда часть сектантов в экстазе залезла на крыши и, размахивая руками, стала прыгать вверх. Многие поломали и вывихнули себе руки, ноги, получили тяжелые увечья и умерли. Тогда еноховцев стали называть летунами.
Обретение Богородицы
Желая уберечь от обобществления свое имущество — мукомольную мельницу, сады и постройки, еноховцы и шашковцы объединились в коллективы, объявив их «коммунами истинно-духовных христиан», причем Шашков продолжал рыть пещеры в своем хуторе.
К началу 1923 г. в с. Заплавном насчитывалось 44 шашковца. Они имели свой молельный дом, Богородицу, пару пророков во главе с отцом Михаилом. В молельном доме висел написанный масляными красками в полный рост портрет Шашкова, ему молились прихожане.
В конце 1923 — начале 1924 гг. губернский исполком распустил секты за антисоветскую агитацию, отказ регистрировать умерших и родившихся, платить налоги и отбывать воинскую обязанность. Кроме того, часть молодых сектантов под влиянием комсомола вышла из организации. Однако к концу 1924 г. под вывеской артели «Восход» вновь возникло несколько сектантских общин, согласившихся признать советскую власть и служить в армии.
В 1925 г. дождями размыло пещеры, которые шашковцы рыли около 20 лет, и секта на короткое время снова распалась. Но в 1927 г. отец Михаил снова возродил ее в с. Заплавном. Он объявил Богородицей одну молодую красивую прихожанку, нарисовал ее портрет и повесил в молельном доме для поклонения. По другим данным, Богородиц было несколько.
Второе пришествие Антихриста
Наступивший 1928 г. еноховцы-шашковцы объявили концом мира и стали ждать пришествия Антихриста. В с. Безродном, Заплавном, Погромном, в х. Козлове сектанты били посуду, подкидывали свои вещи по чужим дворам, резали скот. Целые деревни пошили себе белые саваны. Конец мира был назначен Шашковым на 29 июня. В белых саванах еноховцы улеглись в гробы, держа в руках зажженные свечи. Но скоро лежать в гробах надоело. Тогда несчастные снова полезли на крыши и стали прыгать кверху. Многие погибли, а оставшееся имущество попало в руки кулачья, которое наотрез отказалось вернуть его обратно.
В июне 1930 г. оставшиеся в живых летуны попытались использовать для пропаганды своего учения сильный пожар в с. Заплавном, объявив его «знамением Божиим за грехи и безбожие». В х. Козлове близ Верхней Ахтубы пытались возродить «дореволюционный Содом, то есть место совершения всех главных обрядов и особых богослужений во время больших празднеств». Но под давлением властей «коммуна» была закрыта, а на ее месте возник настоящий колхоз. Сам Шашков уехал куда-то под Астрахань, а секта, не состоявшая на учете районных организаций, продолжала существовать до 1934 г. под руководством жены Шашкова.
Инга Иванова