За подъем теплохода «Булгария» наши земляки получили благодарность Президента России
Экспедиция особого назначения
Эти волгоградцы бороздят подводные просторы страны и шутят, что место их работы — от Ямала до Афгана. О том, как будничный труд становится настоящим подвигом, рассказывает руководитель водолазной службы «Подводречстроя-7»Игорь Щебатурин.
Водолазам не до кладов
— Игорь Алексеевич, у вас такая редкая и сложная профессия, где много званых, да мало избранных. Как попадают в водолазы, и все ли остаются, как вы, на десятилетия?
— Если вы о мечтателях, то я не из их числа. Просто мама работала в 7-м экспедиционном отряде подводно-технических работ, как раньше назывался нынешний Волгоградский филиал ФБУ «Подводречстрой». Квартиру мы получили в ведомственном доме, так что в соседях у нас были и водолазы.
Филиалы этой организации, история которой идет от «ЭПРОНа» (Экспедиция подводных работ особого назначения, основанная в 1923 г. — Прим. авт.), работали по всей стране. На весь СССР было около 6 тыс. водолазов-профессионалов, среди которых 120 — волгоградцы из «Подводречстроя». Мы, мальчишки, видели, что это за труд: почета много, да спина болит.
— И это не испугало, когда пришли устраиваться на работу?
— Надо было на хлеб зарабатывать. В 13 лет я остался круглым сиротой, отучился в школе-интернате, и один из соседей — начальник 7-го отряда подводно-технических работ Храмов — на свой страх и риск взял меня, несовершеннолетнего, речным рабочим. Армию я отслужил в инженерных войсках, там научился прокладывать кабели по речному дну. После этого сам бог велел идти в Московскую школу водолазов.
Теперь мы готовим водолазов здесь, в Волгограде, и своим ученикам я всегда говорю: если не хочешь стать смертником, учись всю жизнь. Они прислушиваются. В результате за последние 15 лет на нашем производстве не было ни одного несчастного случая.
Дайверы отдыхают…
— Теперь расскажите, что за производство там, на глубине?
— Волгоградский филиал «Подводречстрой-7» занимается подводно-техническими, аварийно-спасательными и судоподъемными работами. Водолазных специалистов (это водолазы высшей квалификации) в коллективе двое: директор Волгоградского филиала «Подводречстроя-7» Олег Клюев и я. Служба, которой я руковожу, насчитывает 16 водолазов. Среди них есть высококвалифицированные специалисты, которые наработали под водой по 9—10 тыс. часов.
Все они готовы в любую минуту вылететь на работу хоть во Владивосток. В том числе наши водолазы принимали участие в строительстве водозаборов на полуострове Ямал, в Афганистане, под Кисловодском и др.; реконструировали шлюзы Балаковского гидроузла и Волго-Донского судоходного канала. Сейчас наши специалисты задействованы в реконструкции саратовской набережной, строят причалы для международного морского порта «Оля» в Астраханской области и нефтяные причалы для компании «ЛУКОЙЛ». В Красноармейске мы подняли со дна Волги затонувший плавкран, в Светлоярском районе будем вести берегоукрепительные работы.
— Что-нибудь интересное встречается на волжском дне?
— Раньше было интересно наблюдать за рыбными косяками. Даже осетры вокруг ходили, цепляя нас. А сейчас и селедки-то мало, зато дно Волги усеяно бытовым мусором: бутылками, пакетами, много бревен и ржавого металла.
На всем протяжении реки — затонувшие суда, которых насчитывается более 1,2 тыс. ед. Предприятия оставляют на глубине производственные кабели и трубы — их легче списать, чем поднять и утилизировать. В общем, дно Волги — это не площадка для дайвинга. Не заблудиться бы в темноте, когда черный ил поднимается, как в Куйбышевском затоне.
«Булгарию» изучали на ощупь
— Вот мы и дошли до крушения теплохода «Булгария». Скоро год, как в Куйбышевском затоне произошла эта трагедия. Волгоградские водолазы были первыми, кто прибыл на ликвидацию ее последствий?
— Минтранс поднял по тревоге нас с директором Олегом Клюевым. Мы полетели в Татарию самолетом, а плавкран «Могучий» пошел до места трагедии на буксире и прибыл туда через шесть дней. Водолазная группа, куда откомандировали 12 человек из Волгограда, Москвы и Военно-морского флота, должна была участвовать в подъеме самого теплохода.
— Кто представлял Волгоград?
— Водолазы Александр Сыченко, Игорь Сладков, Николай Бондаренко, Павел Орлов. Всего в операции по подъему теплохода были задействованы более 1,2 тыс. чел. и 188 ед. техники. Но волгоградский плавкран грузоподъемностью 350 т был самым мощным. Вместе с плавкраном канала им. Москвы наш «Могучий» работал на пределе, потому что «Булгария» — судно большого веса. Вдобавок не стихал ветер, и кран могло сорвать волной с якорей.
Глубина такая, что водолаз не имел возможности находиться на дне больше часа, и при нулевой видимости, из-за ила, работа шла медленно.
Вы, наверное, читали, что судно пытались поднять, подводя под него металлические листы-«полотенца» толщиной 12 мм, которые срочно изготовили в Питере. Трос обрывался, работа начиналась заново, а водолазы в это время снова и снова руками, на ощупь определяли, как лежит крепление, заделывали иллюминаторы, откачивали воду из помещений теплохода.
К слову, ученые одного из питерских институтов, которые несколько лет назад поднимали атомную лодку «Курск», консультировались с нами и перенимали практический опыт.
Чемоданная жизнь
— За «Булгарию» водолазов как-то отметили? Дали хотя бы отпуск «на недельку до второго», как поют про них в старой песне?
— Наши водолазы давно забыли, что такое путевки в санаторий. Но во время спасательных работ я рассказал об этом одному из руководителей Федерального медико-биологического агентства России. И сразу же путевки пошли: выбирай, куда хочешь. Правда, прошлой осенью только собрался с младшим сыном ехать, как вызывают в Москву: там в Северном порту затонуло пассажирское судно «Сергей Абрамов», надо поднимать.
Пять московских, столько же волгоградских водолазов и сварщик целый месяц до конца декабря резали палубы, герметизировали помещения, заделывали пробоины с утра до ночи, пока пароход не всплыл. После этого мы получили от его владельца только спасибо.
— Домашним не надоела такая чемоданная жизнь?
— Бурчат иногда. А отдыхаем всей семьей обычно на рыбалке или по грибы ходим. Правда, когда меня срочно вызывают, мои понимают: что-то случилось и отцу надо работать.
Беседовала Алла САВЧИШИНА