На реконструированном мотоцикле М-72 1941 года выпуска Алексей Никулин обошел всех соперников на бездорожье
Международный слет реконструированной военной техники «Моторы войны» в четвертый раз прошел с 20 по 22 июня на полях боев Великой Отечественной в округе Черноголовка Ногинского района под Москвой. В нем участвовали более тысячи военно-исторических клубов со всей России, а также из Казахстана, Узбекистана, Беларуси, Германии, Польши, Англии. Фестиваль собрал в этом году рекордное количество зрителей — десятки тысяч человек. Волгоградскую область на этом грандиозном фестивале представляла организация «Моторы Сталинграда» с автомобилем Willys и отечественным мотоциклом 1941 г. М-72. Последний и стал абсолютным победителем ралли, проходившего на 120 раритетных военных автомобилях и мотоциклах по сложной трассе на песках, колдобинах проселочной дороги и в ближайшем лесу.
Как из трех мотоциклов слепить один
Реконструировать мотоцикл М-72, выпущенный в 1941 г., волгоградец Алексей Никулин начал еще прошлой осенью. Чтобы собрать его из оригинальных деталей времен Великой Отечественной потребовалось разобрать три таких мотоцикла. Все три ржавые машины Никулин приобрел по Интернету за свои деньги. Мотоцикл, который взял за основу волгоградский реставратор выкупил у родственников умершего уже от старости ветерана Великой Отечественной. Мотоцикл был весь ржавый, днище все в дырах.
Алексей Никулин провел в гараже немало времени, чтобы сотворить маленькое чудо — вновь поставить мотоцикл, участвовавший в боевых действиях Великой Отечественной с самого начала войны на ход. Мне даже повезло покататься с ветерком на этом мотоцикле. В годы войны с фашистами подобные мотоциклы использовались нашими солдатами для различных целей. И в разведку на них ездили, и грузы перевозили на коляске, и в качестве тягача для подвод с пушками и гаубицами использовали.
— Самое главное — этот мотоцикл был комплектный. Поэтому он и был взят за основу, — рассказывает реставратор раритетной техники Алексей Никулин. — Но, чтобы привести его в дееспособное состояние, потребовались детали еще трех мотоциклов той же марки и того же примерно времени выпуска. А пулемет для мотоцикла я сделал из кроватной грядушки. Характерные для советского пулемета дырочки вырезал сваркой. Выглядит как настоящий.
В мае этого года восстановленный мотоцикл М-72 совершил свой первый выход в свет. Он участвовал в торжественном мероприятии, посвященном 95-летию ГУВД Волгоградской области. А затем возглавил марш мира на празднике, организованном городской администрацией в честь юбилея ул. Мира в Волгограде. На День Победы Алексей Никулин в форме солдата Великой Отечественной на этом мотоцикле ездил по всему городу в рядах колонны раритетных автомобилей клуба «Моторы Сталинграда».
В августе мотоциклист в составе колонны «Моторов Сталинграда» собирается поехать в Севастополь, поддержать Хирурга на байк-шоу в честь Дня города-героя, побратима Волгограда.
«Знаю, почему немцы проиграли войну»
На ралли «Моторы войны» не обошлось и без поломок. И все же большинство аутентичных, т. е. полностью подлинных до последнего винтика автомобилей и мотоциклов времен Второй мировой, дошли до финиша. Примечательно, что из машин, выпущенных в Советском Союзе, до финальной черты дошли все!
По качеству экспонатов «Моторы войны» признаны экспертами самым представительным слетом в мире. В мероприятии участвовали и советские автомобили, и техника союзников по антигитлеровской коалиции, и уникальная техника Германии, Японии и Италии. Большая часть экспонатов принадлежит частным коллекционерам, и стоит каждый такой раритет очень и очень недешево.
Гости этого патриотического фестиваля получили уникальную возможность покататься на исторической боевой технике и побывать в палаточных лагерях стран — участниц Второй мировой войны.
Зрителям также показали три масштабные реконструкции боевых действий: «План Барбаросса», «Бои у реки Халхин-Гол» и «Высадка в Нормандии».
— Пока я ремонтировал различную немецкую технику, в том числе времен ВОВ, я понял, одну из причин, из-за которой немцы проиграли войну, — делится своими соображениями реставратор Алексей Никулин.
— И почему же?
— Из-за перфекционизма! У них каждый завод был очень специализирован. Все же частные предприятия. «Сломалось у вас что-то, везите нам: только у нас есть нужные детали, только мы починим!». Качество у немецкой техники, конечно, отменное, но если какая-нибудь мелочь вышла из строя, пока не найдешь именно эту родную деталь, ничего не починишь. Ну не рассчитывали немцы на наши степи, морозы и колдобины! На то, что ремонтировать технику придется в чистом поле! А в Советском Союзе, как известно, любую машину прямо в степи ломом чинили. У нас была стандартизация и унификация. Зиловская полуось идеально подходила и к грузинскому тягачу «Колхида», и к другим грузовикам.
Вскоре мотоцикл-победитель вернется в город-герой Волгоград.
Ольга ПОПЛАВСКАЯ.