Виктор Бабко: «Пришедший в начале 90-х в Волгоград экспериментальный трамвай казался техникой из будущего»
Первый водитель уникального чешского вагона КТ8D5 рассказал, как в 90-е волгоградцы «атаковали» его на маршруте
В конце февраля депутаты Волгоградской городской Думы откликнулись на просьбу московских коллег и приняли решение о передаче экспериментального ретро-вагона КТ8D5 в музейную коллекцию «Мосгортранс». Ну а пока вагон готовится к долгой дороге в Москву, «Городские Вести» пообщались с водителем, который в 1990 году первым провел трамвай по скоростному маршруту «ВГТЗ» - «Площадь Чекистов».
Новые и современные трамвайные вагоны на линии волгоградского метротрама, пополнившие трамвайный парк в последние два года, стали для горожан уже чем-то привычным и обыденным. Удобные сидения, тихий и плавный ход новых вагонов, радующий глаз дизайн – все то, что еще 10 лет назад являлось мечтой, сегодня стало частью привычного утреннего маршрута сотен тысяч волгоградцев. Было так не всегда, и в не такие уж и далекие 90-е на фоне уже привычной горожанам желтой Татры, в изобилии представленной на городских маршрутах, прибытие в город на тот момент ультрасовременного электротранспорта было воспринято как большое событие.
За два года до начала серийного производства чешские вагоностроители на предприятии «ЧКД «Татра» Прага — Смихов» специально для волгоградского метротрама спроектировали и построили совершенно новый трамвай, KT8D5. Удивительный, в то время, трёхсекционный вагон, с двумя кабинами водителя создавали под запланированную вторую очередь метротрама, строительство которой началось в 1985 году, а планировалось завершить в середине 90-х. Экспериментальный образец, единственный на всю Россию, прибыл в Волгоград в 1990 году. О том, как встретил город первое современное обновление трамвайного парка, «Городские Вести» узнали у водителя-испытателя диковиной техники Виктора Бабко.
Виктор Николаевич работает в МУП «Метроэлектротранс» уже почти 40 лет. За это время ему не раз приходилось одним из первых испытывать и обкатывать новую технику парка предприятия «Метроэлектротранс»: начиная от привычных Татр и заканчивая новыми вагонами челябинского производства, пополнившими трамвайные ряды в прошлом году. Прибытие в Волгоград в начале 90-х годов чешского трамвая он помнит очень хорошо.
- Для города это было огромное событие - подобных трамваев с такой сложной электроникой у нас раньше не было, - рассказывает Виктор Николаевич. - И среди пассажиров он не остался незамеченным. Остались в памяти моменты, когда на остановках половина пассажиров троллейбуса пересаживалась ко мне в вагон, лишь бы только прокатиться на необычной новинке. Ажиотаж вокруг этого вагона не стихал полгода точно. Оно и неудивительно, в то время такой трамвай - это было одновременно чудо, достопримечательность и экзотика.
Планировалось, что к пуску второй очереди линии скоростного трамвая на маршрут выйдут сразу несколько вагонов этой модели. Однако, непростые не только для города, но и страны в целом, времена внесли свои коррективы: в начале 90-х строительство трех подземных станций было заморожено, о закупке нового современного электротранспорта не могло быть и речи. Экспериментальная модель своих «собратьев» не дождалась и долгие годы работала на линии СТ в гордом одиночестве.
Как отмечает сам водитель-испытатель, спустя почти 30 лет с того памятного момента, прощаться с трамваем, который много лет исправно возил пассажиров, конечно, грустно. Но прогресс идет своим чередом и сейчас чешский «старичок» уже не может составить конкуренцию современному энергосберегающему транспорту, который работает на едином маршруте СТ. К услугам горожан - более 50 трамваев, с широкими дверными проемами и просторным салоном.
КТ8D5 достойно отработал 26 лет по волгоградским рельсам и сейчас его ценность в его истории. Уникальный транспорт скоро отправится в музей ГУП «Мосгортранс». После реставрации уже ближайшей осенью «борт 5834» сможет стать участником ежегодного парада исторических трамваев в Москве.