«Пусть поплачут!..»
На днях у подножия недостроенного здания в г. Ленинске нашли тело 15-летней девочки. Характер телесных повреждений склоняет экспертов к тому, что девушка упала с высоты третьего-четвертого этажей. Следственными органами проводится проверка. Но, как предполагается, это скорее всего самоубийство из-за неразделенной любви…
Накануне школьница была на дискотеке со своими друзьями. Ближе к полуночи подростки стали расходиться по домам, и никто не обратил внимания на то, что одна из девочек направилась к недостроенному зданию. Возле него на следующий день и было обнаружено ее тело.
По мнению специалистов, детские суициды в большинстве случаев продиктованы желанием ребенка продемонстрировать свой протест, таким образом обратив на себя внимание. «Вот я умру, и пусть поплачут!» — таков мотив, который движет большинством несовершеннолетних, решивших свести счеты с жизнью. Обиженные кем-то или из-за чего-то, они по молодости лет еще не в состоянии в полной мере оценить последствия своего страшного решения. Не понимают, что слезы их обидчиков уже не вернут им жизнь.
Статистика показывает: практически все случаи детского суицида наблюдаются в проблемных семьях, где родные люди не хотят или не считают нужным быть внимательными к детям, чутко реагировать на их переживания.
Девочка, родители которой погибли в автокатастрофе, не захотела жить, после того как узнала, что ей придется уехать из родного поселка на Украину к тетке.
В другом случае двое детей-инвалидов не смогли пережить насмешек одноклассников.
Недооценивают взрослые и роль в жизни современных детей Интернета. Старшее поколение выросло в мире, далеком от виртуального пространства. А их детям глобальная сеть заменяет порой реальный мир. И оставлять ребенка наедине с Интернетом — все равно что уйти из квартиры, бросив дверь открытой. В нее может запросто войти посторонний, чтобы обидеть, запугать или внушить ребенку что-то нехорошее.
По статистике, за 2011 г. в Волгоградской области свели счеты с жизнью 15 подростков. В этом году таких случаев уже 9. В среднем по России показатель детских суицидов по нашему региону гораздо меньше, но это, разумеется, не повод оставаться спокойными. Ведь речь идет о тех, кто только начинал жизнь и все у них было впереди. А ведь уберечь каждого конкретного ребенка от рокового шага достаточно просто — нужно только, чтобы рядом был чуткий близкий взрослый человек, который бы помог ему разобраться в ситуации, окружив вниманием и заботой.
Уполномоченный по правам ребенка Волгоградской области Нина Болдырева считает, что каждый случай суицида индивидуален и к самоубийству ведет целая цепочка событий. Но будь это неразделенная любовь, издевательства сверстников, побои и унижения — во всех случаях причина одна — отсутствие рядом мудрого взрослого.
Руководитель регионального отделения Всероссийского детского фонда Раиса Скрынникова вполне разделяет эту точку зрения.
— К сожалению, в школах сейчас стали сокращать ставки психологов, особенно на селе. Этого допускать никак нельзя, — считает Раиса Кузьминична. — Жизнь подсказывает, что вовремя замеченное смятение ребенка оказывается спасительным для него. Психика у детей в подростковом возрасте очень неустойчивая, а родителям в наше непростое время зачастую не до отпрыска. В социально-психологических службах, где работа поставлена в комплексе, ребенка и его проблему рассматривают не только психолог, но и социальный педагог, врачи, дефектологи. Они работают не только с ребенком, но с и его окружением.
Ирина СИДЕЛЬНИКОВА.