Не упустить маньяка
История с расстрелом на московском аптечном складе «Ригли» (напомним, жертвами 29-летнего Дмитрия Виноградова стали шестеро молодых людей) заставила некоторых депутатов Госдумы задуматься о необходимости вычислять будущих маньяков еще со школьной скамьи. Так что не исключено, что в общеобразовательных учреждениях может появиться своеобразный «антиманьячный фильтр» — механизм предупреждения криминального поведения подростков.
По замыслу парламентариев в системе образования должна появиться единая служба психологического контроля, которая позволит выявлять потенциально опасных лиц. Учителей будут знакомить с признаками выявления критических психологических ситуаций. Самостоятельно принимать какие-либо решения им не придется, так как, выявив их, они должен позвонить в специальную службу, после чего к работе подключатся психологи.
Соответствующие поправки авторы идеи предлагают внести в Закон «Об образовании». Также они считают, что нужно тщательно присматриваться к тому, чем занимаются школьники во внеучебное время. В качестве примера приводят пресловутого Брейвика, который постоянно сидел в Интернете, играл в батальные игры и зарабатывал на сетевых играх. А московский стрелок Виноградов на своей странице «вКонтакте» признавался в любви к фильму «Прирожденные убийцы». Это не означает, что подобных людей надо автоматически заносить в группу риска, но присматриваться к ним надо, считают авторы инициативы.
«Любой из нас, вспоминая школьные годы, вспомнит и такого изгоя в классе, каким был убийца Виноградов. Над таким гадким утенком часто издеваются, а учителя, как правило, в эту ситуацию не вмешиваются. В результате появляется человек с психологической травмой, а нередко и с ненавистью к окружающим его людям», — считает депутат Госдумы Антон Беляков.
Вместе с тем далеко не все считают такой подход эффективным. Создание единой службы психологического контроля за школами уполномоченный при президенте по правам человека Павел Астахов назвал утопией, которая потребует миллиардных вложений. Омбудсмен считает, что направленная деятельность по выявлению маленьких маньяков вообще лишена смысла, так как это слишком узкий подход к проблеме. По мнению Астахова, необходимо наладить работу в школах суицидологов, которые смогут увидеть общую психологическую картину и предотвратить в том числе и криминальное поведение ребенка.
«Проблема детских самоубийств намного серьезнее, чем проблема детской агрессии, — напомнил омбудсмен. — Когда психиатры, психологи, суицидологи начнут работать по школам в нормальном режиме, они увидят все возможные проявления». Астахов также обратил внимание на то, что школы в России не являются субъектом профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Чтобы включить школу в это правовое поле, придется полностью менять закон.
По мнению волгоградского школьного психолога Елены Королевой, наблюдать за агрессивными, а также излишне скрытными ребятами, конечно же, надо. «Причина такого поведения либо проблемы в семье, либо сложные отношения со сверстниками, — поясняет она. — Школьный психолог вместе с родителями должен разобраться, в чем причина такого поведения, попытаться объяснить подростку, почему его не принимают в коллективе, что он делает не так. Задача учителя — найти ключ к сердцу каждого ученика, а задача психолога — ему в этом помочь, — говорит она.
А вот оградить детей от компьютерных игр, считает Елена Королева, невозможно. «Надо с раннего детства воспитывать в ребятах гуманное отношение к ближним и лояльность к тем, у кого иная точка зрения», — объясняет она.
Председатель комитета Волгоградской городской Думы по молодежной политике Алексей Волоцков не совсем согласен с предложениями своих коллег в Госдуме. «Считаю создание службы психологического контроля в школах нецелесообразным», — заявил он. И предложил: «Лучше направить эти деньги на развитие спортивных школ, секций, кружков — всего того, что позволит детям физически и психологически нормально развиваться, оторвет от компьютерных игр и социальных сетей, где подростки читают и переписывают друг у друга националистические или еще какие-то манифесты, которые порождают ксенофобию и стремление господствовать над другими.
Ирина ШЕСТАКОВА.