Аты-баты, иди в солдаты!
Правительственный законопроект о реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы в ближайшее время будет рассмотрен в Госдуме. Согласно документу вернувшимся из армии будут предоставлены льготы при поступлении в высшие учебные заведения, а гражданам, уклонившимся от военной службы, — отказано в приеме на госслужбу. Появление законопроекта инициировал Президент Владимир Путин в мае этого года в одном из своих первых указов.
Переполох в благородных семействах
Ни для кого не секрет, что многие представители российской элиты обучают своих детей в заграничных вузах. Под разными предлогами золотая молодежь старается избежать военной службы, рассматривая ее как обузу или потерю времени при решении карьерных вопросов. Но есть и желающие обучаться на родине, чтобы потом в основном по чьей-то протекции получить доходное место в какой-нибудь госструктуре. Однако, как отмечает «Независимая газета», уже сам факт появления законопроекта, который указывает на возможность непринятия на госслужбу уклонистов, является резонансным событием, поскольку затрагивает разные группировки людей.
Врезка в текст: По официальной статистике Минобороны, весной 2012 г. от призыва на военную службу уклонились 166,1 тыс. чел. (в том числе от получения повестки — свыше 135 тыс. юношей, остальные сменили место жительства, не уведомив об этом военкомат). Правда, юридически считаются уклонистами только те, кто, официально получив повестку, не явился на призывную комиссию. Таких в России гораздо меньше — около 7 тыс. чел.
Рост престижа армии или нарушение Конституции?
Законопроект говорит о том, что ставка будет сделана не столько на контрактную армию, сколько на комплектование ее по смешанному принципу. При этом у призывников должна быть стойкая мотивация к военной службе. И эту мотивацию государство обязано выработать через определенные законы. Однако в руководстве страны есть противники таких законов. К примеру, вице-премьер Владислав Сурков считает, что уклонистов нельзя ущемлять в их праве занимать посты на государственной службе. «В соответствии с ч. 4 ст. 31 Конституции РФ граждане страны имеют равный доступ к государственной службе...» — отметил вице-премьер.
Врезка в текст: Наблюдатели обратили внимание и на то, что внесение в Госдуму законопроекта о повышении престижа военной службы затягивается, хотя Президент Владимир Путин обязал правительство сделать это почти полгода назад и именно в этом году.
Обсуждение законопроекта в Госдуме обещает быть бурным. Между тем уже ясно, что правительство попыталось смягчить закон о повышении престижа военной службы, на котором настаивал президент. В пояснительной записке к документу отмечается, что если человек не прошел военную службу, но не является уклонистом, то на него ограничение при приеме на госслужбу не распространяется. Дело в том, что по нынешнему законодательству, если юноша, прячась от армии, жил не по месту регистрации и официально не получал повестки на призывную комиссию, то по достижении им 27 лет он может спокойно идти на госслужбу и никто ему это не запретит.
Вместо повестки — явка в военкомат
«Очень печально, что правительство, подготовив проект Закона № 148166—6, фактически не выполнило указание президента, в котором он обязал его изыскать дополнительные стимулы для бывших солдат, отбираемых на госслужбу, — заявил член-корреспондент Академии военных наук Эдуард Родюков. — Утверждение, что это сделать затруднительно, надуманное. Каких-то чиновничьих навыков солдату, конечно, может не хватать, но это дело наживное. А вот морально-психологические качества, установка служить Отечеству, которые солдат приобрел в армии и которые могут быть отражены в официально подготовленных для этого характеристиках командиров, — это уже должно быть основанием для преференцией при отборе на госслужбу».
«Учитывать при отборе на госслужбу армейскую биографию кандидата, конечно же, правильно, — заметил председатель ЦК Общероссийского профессионального союза военнослужащих Олег Шведков. — Но вопрос о том, кого считать уклонистом от военной службы, надо ставить шире. Я лично поддерживаю законодательное предложение главы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Озерова отменить повестки и сделать обязательным в так называемый день Х прибытие призывников в военкомат. При таком регламенте сразу можно выявить ярых противников армейской службы, то есть людей, которым не место в структурах власти. Такое положение существует в ряде государств, и оно соответствует принципу социальной справедливости».
Андрей КУПРИКОВ, генеральный директор ЗАО «Институт Волгоград-гражданпроект»:
— Абсолютно правильный и справедливый закон. Убежден, что человек не может находиться на государственной службе, не доказав свою преданность Родине. В царские времена военная служба была обязательной для дворян, российские государи-императоры носили военную форму. А чтобы поднять престиж военной службы, военнослужащим надо давать преференции — это могут быть льготы при поступлении в вузы или, например, погашение кредита по ипотеке. Тогда у молодых людей будет стимул идти служить в армию.
Михаил ХАРИТОНОВ, председатель Общественной палаты Волгограда:
— Поддерживаю этот законопроект. И готов поддержать любые меры, направленные на повышение престижа армии, поскольку речь идет об обороноспособности страны. Правильная инициатива, которая сегодня как никогда актуальна для Российской Федерации.
Елена ВАСЮТИНА, врач:
— Это будет самый коррупционный закон! У кого много денег, тот и «службу в армии» купит. Сейчас взятки дают, чтобы не служить, а будут давать, чтобы якобы служил. Бедные будут служить за богатых, а госслужба достанется все равно своим. Либо в срочном порядке будут созданы «потешные войска» для избранных.
Ирина ШЕСТАКОВА, обозреватель «Городских вестей:
— Считаю, что в конкурсном отборе при приеме на госслужбу должны участвовать все, но преференции надо давать отслужившим в армии. Но возникает вопрос: как быть женщинам? Им тоже нужно служить в армии, чтобы на госслужбу попасть? А что делать тем, которые по состоянию здоровья не могут служить, например, страдающим плоскостопием или близорукостью? Разве они негодны к госслужбе? Считаю, что замечания правительства при принятии законопроекта должны быть учтены.