Телемедицина: как современные технологии помогают пациентам отдаленных районов Волгоградской области
Без цифровых технологий уже сложно представить современную жизнь, они применяются во всех отраслях, в том числе и в медицине.
1 января 2024 года на базе ВОКБ № 1 открылся первый Региональный телемедицинский центр. Готовность современного лечебного учреждения проинспектировал губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
- Нам пришлось в течение года изучать практики ведущих учреждений страны и собрать все лучшее здесь, в этом центре, который относится к областной больнице, - отметил на его открытии Андрей Бочаров. - Здесь каждый житель региона сможет получить консультацию любого уровня как от ведущих волгоградских специалистов, так и от российских. Консультацию может получить и врач. Считаем центр перспективным.
И сегодня врачи активно используют возможности цифровых технологий.
Они уже провели в телемедицинском центре 2,3 тыс. консультаций, при этом 1,9 тыс. – в формате «врач - пациент».
- Цель создания телемедицинского центра – повышение качества и доступности медуслуг для жителей отдаленных населенных пунктов региона, – пояснил заместитель главврача по экстренной медицинской помощи облбольницы № 1 Максим Бочаров. – Им не нужно тратить время и средства, чтобы съездить в ЦРБ или город, а можно получить онлайн-консультацию узкого специалиста на дому, главное – иметь интернет, компьютер, планшет или телефон.
Специалисты центра организуют онлайн-приемы с помощью цифровых технологий для пациентов по 20 профилям. Консультации в формате «врач - пациент» проводятся по вопросам кардиологии, нейрохирургии, медицинской реабилитации, эндокринологии, неврологии, сердечно-сосудистой хирургии, терапии и др. Например, помощь эндокринологического профиля уже получили 310 человек, по кардиологии – 247 человек, а нейрохирургии – около 200 человек.
- Процедура онлайн-приемов проста, – говорит врач. – Пациент на первичный прием приходит в ЦРБ или поликлинику по месту своего жительства, где специалист ставит ему диагноз и назначает лечение. А чтобы контролировать или корректировать его, или изменить стратегию лечения, подойдет уже телемедицина. Это делает медпомощь более доступной и своевременной, а также избавляет медучреждения от очередей в коридорах. С пациентом заключается соглашение на заочные консультации и назначается конкретное время, когда ему нужно выйти на связь с профильным специалистом.
При этом все его данные и результаты анализов заносятся в систему. Перед онлайн-приемом врач смотрит их и уже готов озвучить свой вердикт. Сам заочный прием длится 20 минут – этого достаточно, чтобы выяснить, на что жалуется человек, и определить дальнейшую тактику лечения. Подобные консультации могут продолжаться до получения желаемого результата или до полного выздоровления пациента. Если же лечение не оказывает должного эффекта, то врач приглашает его на очный прием или оформляет госпитализацию.
- Таким способом можно работать с пациентами, у которых хронические заболевания и стабильное состояние, – напоминает Максим Бочаров. – Если у человека острая форма или тяжелое заболевание, то ему нужны очный прием и непосредственное присутствие специалиста. В телемедицинском центре у нас современное оборудование, отечественная операционная система и высокий уровень защиты персональных данных. Важно, что все консультации проходят в защищенном контуре с полным соблюдением закона о сохранении персональных данных и врачебной тайны.
Помимо пациентов, телемедицина нужна и врачам. С ее помощью проводятся видеоконференции со светилами медицины из других регионов, которые могут проконсультировать, или устраивают врачебные консилиумы, когда сталкиваются со сложными и необычными случаями. Также молодые специалисты могут перенять опыт у докторов со стажем, задав им вопросы, или подстраховаться, сравнив поставленный диагноз, и др.
- Еще одно ноу-хау – виртуальные обходы, – рассказывает специалист. – У нас есть мобильные телемедицинские стойки – это современнейшие камеры, которые можно переносить из палаты в палату. Специалист узкого профиля находится в кабинете центра, но благодаря им видит всю картину с пациентом. Так он может провести виртуальный обход больных и скорректировать их лечение. Такие мобильные стойки есть не только в больницах Волгограда, но и в Михайловке, Урюпинске, Камышине, Калаче и будут впоследствии появляться в других муниципалитетах.
Также в планах – разработать групповые программы, где можно одновременно подключать несколько пациентов и проводить с ними реабилитационные онлайн-занятия. И на базе телемедицинского центра уже действует первая в стране «Телемедицинская школа сахарного диабета» с участием главного эндокринолога ЮФО.
Создание регионального телемедицинского центра в Волгограде стало возможным благодаря реализации нацпроекта «Здравоохранение». Теперь в регионе сформировано единое цифровое пространство, которое активно используется для диагностики, выбора лечения, динамического наблюдения, контроля хода лечения, консультаций «врач - врач», наставничества, проведения консилиумов и конференций.
Пока это единственный в регионе телемедицинский центр, но в перспективе рассматривается возможность создать подобные подразделения в меньшем масштабе в других больницах региона. Такой формат медицины актуален и приносит большую пользу.
Материал подготовлен в рамках грантового проекта «Здоровая среда» в сетевом издании gorvesti.ru.