Встречаясь сегодня с молодежью, почетный гражданин города-героя Волгограда, капитан первого ранга Георгий Захаров напоминает: в Сталинграде единственным путем, соединявшим фронт и тыл, стала река. Никто не знает, как сложилась бы история страшной битвы, если бы не моряки, речники, понтонеры и другие бойцы, снабжавшие защитников города боеприпасами, военной техникой, продовольствием и воинским пополнением. Сухопутные войска выполнили свои задачи благодаря морякам Волжской флотилии.
Сквозь мины и бомбы
Совсем недавно Георгий Ильич отметил 95-летие. Среди многочисленных гостей, пришедших поздравить ветерана, был глава Волгограда Андрей Косолапов. Он заметил, что живет на Набережной Волжской флотилии и знает о ее героической роли в дни обороны Сталинграда. В ответ юбиляр вручил мэру книгу собственного изготовления со словами:
— Всю жизнь собираю истории подвига волжских моряков.
Действительно, на всех встречах он больше рассказывает о боевых товарищах, а не о себе. Хотя его биографии мог бы позавидовать любой мальчишка, родившийся после революции. Еще до войны парень окончил техникум механизации сельского хозяйства в родной Елани. Но не остановился на этом: поступил в Высшее военно-морское училище им. Фрунзе, откуда был направлен на практику в распоряжение Черноморского флота.
Когда немцы подошли к Сталинграду, в составе 30 добровольцев курсант Захаров оказался в Волжской военной флотилии — командиром минного катера № 4.
— Наш участок протянулся от Быковых хуторов до Дубовки. В дни кровопролитной битвы мы охраняли и конвоировали караваны судов с боеприпасами и продовольствием для армии, отражали налеты фашистской авиации, участвовали в переправах бойцов и военной техники через Волгу, — кратко рассказал о своей службе мой собеседник.
Связь только по воде
На самом деле каждая минута на воде могла оказаться для его катера последней. Свои пиратские действия на Волге фашистская авиация начала в ночь на 23 июля 1942 г., установив мины большой взрывной силы. А через два дня враг начал наносить бомбовые удары по речным судам и их обстрел с воздуха. Всего до 29 июля в Волгу было сброшено более 230 мин, а до конца года их число выросло до 340.
— История судоходства тех дней полна примеров подлинного героизма моряков, — рассказал Георгий Ильич. — На фарватерах и на берегу рвались бомбы и зенитные снаряды, горели пароходы, баржи и пристани. С гибнущих судов по реке несло тела погибших мирных жителей: взрослых и детей. А моряки работали, невзирая на опасность…
Когда к вечеру 23 августа началась невиданная бомбардировка города, раненые из госпиталей и мирные жители бросились к речному берегу. Катера-тральщики эвакуировали людей за Волгу, а поздним вечером вернулись назад к тракторному заводу в район Мокрой Мечетки с бойцами 32-го сводного батальона морской пехоты, который стал обеспечивать регулярную связь правого берега с левым.
— Переправы работали в условиях непрерывного обстрела. Только за последнюю неделю августа катера совершили в этом районе 84 рейса, доставив из-за Волги свыше 7 тысяч бойцов и командиров, более 1 тысячи тонн боеприпасов, горючего и продовольствия. Из города они вывезли 1,7 тысячи раненых и 1,5 тысячи жителей, — процитировал ветеран свою давнюю газетную заметку.
В решающие для Сталинграда дни 14—15 сентября катера флотилии переправили в Сталинград 13-ю гвардейскую дивизию генерал-майора Родимцева, а в конце месяца буквально из-под носа противника эвакуировали почти 1,2 тыс. раненых с Центральной набережной.
Маршал Чуйков позже писал: «Надо отметить, что в доставке грузов с левого берега в Сталинград неоценимую услугу армии оказывали моряки Волжской военной флотилии. Если бы их не было, возможно, 62-я Армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия — и не выполнила свои задачи».
По делам и честь
Осенью 1943 г. Георгий Захаров был переведен в Днепровскую флотилию, в составе которой с боями прошел по рекам Белоруссии, Польши и Германии. Победу встретил помощником начальника штаба бригады речных кораблей, участвуя в заключительных боях на реках Одер и Шпрее.
После войны он окончил Военно-морскую академию им. Ворошилова, служил на Северном и Тихоокеанском флотах. А когда в 1965 г. уволился в запас, вернулся в Волгоград и еще 40 лет воспитывал молодежь: учил подростков в морской школе ДОСААФ, был мудрым наставником в подростковых клубах и школах.
За это к боевым орденам Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны, медалям «За оборону Сталинграда» и другим прибавился мирный орден Дружбы. В 2010 г. Георгию Захарову присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда».
Алла САВЧИШИНА.