В старом Царицыне проходили своеобразные месячники по благоустройству города.
Благодаря известному волгоградскому историку Александру Материкину, рассказавшему нам об истории Царицынской городской Думы, мы знаем: городские власти всегда сталкивались с проблемами благоустройства города.
Был овраг — стала Аллея Героев
Так, постоянной головной болью в Царицыне были овраги. В 1875 г. городская Дума обсудила на своем заседании вопрос «О засыпке оврага близ предполагаемого здания прогимназии и вдоль квартала № 162».
Сейчас на этом месте располагается здание, где работают областная администрация и облдума. А в те времена на месте нынешнего пр-кта Ленина (в границах от Аллеи Героев до поймы р. Царицы) тянулся овраг, который с начала восьмидесятых годов ХIХ в. постепенно засыпали.
Началом этой работы и стало упомянутое заседание городской Думы. Тогда было решено ограничиться устройством дамбы в конце оврага, где сейчас стоит медуниверситет. «А к засыпке оврага, идущего вдоль предполагаемого здания прогимназии, — решила городская власть, — приступить немедленно с открытием весны».
На следующий год Дума вновь вернулась к вопросу о судьбе квартала № 162, вынеся в повестку дня вопрос «О продаже Волжско-Камскому коммерческому банку городского дворового места в г. Царицыне в 162 квартале под № 7».
Поскольку эта территория активно застраивалась каменными домами, отвечающими требованиям архитектуры, она привлекала желающих приобрести здесь землю под новое строительство. Думцы решили не продавать банку земельный участок, а передать его в вечное и потомственное владение за 1500 руб. с условием, «чтобы банк засыпал и выровнял за свой счет овраг против этого места на всем протяжении меры онаго».
Таким образом, за счет инвесторов, как мы сказали бы сейчас, была благоустроена территория города, на которой впоследствии выросло красивое здание: до 1918 г. в нем располагался филиал Санкт-Петербургского банка, а сейчас областной краеведческий музей.
Делиться надо
Дума старалась пополнять городскую кассу при любой возможности и всеми имеющимися законными способами. Так, в 1879 г. гласные Думы заслушали доклад «Об оздоровлении Царицына». Его разработчики — члены подготовительной комиссии во главе с городским головой Мельниковым — предложили ряд мер по засыпке оврагов и сооружению улиц. Комиссия признавала, что для этого требуется непомерно большие средства, и дала совет, как их найти.
В частности, предлагалось организовать пятипроцентный займ с выпуском облигаций на сумму в 700 тыс. руб. с последующим погашением их в течение 49,5 лет. Кроме этого, думцы готовы были к введению такой временной меры (на 25 лет), как попудный сбор с товаров, привозимых в Царицын гужевым, водяным путями и по железным дорогам. К примеру, с антрацита, каменного угля, камня предлагался сбор в одну шестнадцатую копейки с пуда. С леса, нефти, хлеба, соли — в одну восьмую. С рыбы, икры красной, рыбьего жира, железа, керосина — в одну четвертую копейки. Со всех прочих товаров собирали по копейке.
Вечная тема — дороги
К началу восьмидесятых годов ХIХ в. Царицын стал оживленным и богатым торговым центром. Однако современников удручало отсутствие мостовых, водопровода, сносного уличного освещения. В одном из документов городской Думы об этом говорится так: «Несмотря на то что город украшен многими хорошими зданиями, он выглядел грязным и беспорядочно разбросанным поселением».
Думцы признали, что это недосмотр городской управы, и соглашались устранять их. Например, управа выдала все необходимые документы на домовладение некой крестьянке Щепановой. Однако усадьба своими строениями загораживала переулок, и дома соседей оказались недоступны для пожарной команды. Чтобы очистить переулок, Дума поручила управе выделить Щепановой новое дворовое место и доплату в 300 руб. для переноса туда старой усадьбы.
Надо сказать, что городская управа сама представляла в Думу доклады и предложения по вопросам благоустройства Царицына и просила распоряжения насчет их реализации. Так, начиная с 70-х гг. ХIХ в. управа привлекала внимание к устройству взвозов (по-современному, улиц). В одном из докладов было сказано следующее:
«Существующие Зацарицынский, Найденовский, Набережный, Предтеченский и Бутырский взвозы составляют главные посредствующие пути конного и пешего сообщения внутри города с обеими железными дорогами и грузовыми пунктами Волжской пристани. С исправным состоянием взвозов тесно связаны как частные и промышленные интересы, так и большая или меньшая общественная безопасность на случай пожаров. Ввиду этого городская управа находит необходимым одни взвозы перемостить, а другие вновь замостить, причем предполагается произвести значительные земляные работы. Расход на этот предмет может быть приблизительно определен в 6000 руб. серебром».
Спонсоры всегда в почете
Тогда же городская Дума приняла решения об установке 200 керосиновых фонарей на улицах и площадях города и о принятии от царицынских керосиновых фирм пожертвования в виде 600 пудов керосина в год на заправку этих фонарей. В знак благодарности Дума сделала реверанс в сторону спонсоров, решив: «Десятью фонарями осветить, согласно желанию керосиновых фирм, мост через первый крутой овраг близ керосиновых складов, прося владельцев последних принять на свою обязанность хранение этих фонарей».
Как видим, и сотни лет назад наш город бился над вопросами благоустройства и добивался-таки потихоньку прогресса, в чем сегодня мы, как жители, и убеждаемся.
Анна ЖЕЛЕЗНЯК.