Сто лет тому назад знали толк в юморе и с удовольствием отмечали бы День смеха
1 апреля — День смеха, столь популярный в наши дни, был неизвестен в дореволюционные времена. В Царицыне образца конца XIX — начала XX в. подобного праздника не существовало. Но, несмотря на то что наши предки не отмечали День смеха, с чувством юмора у них было все в порядке.
Городские хроники
— Даже если бы в дореволюционное время и существовал День смеха, его не отмечали бы 1 апреля, — объясняет заведующая отделом истории, природы и края Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина. — Дело в том, что эта дата приходилась на Великий пост, а в этот период закрывались цирки, театры и даже не работали мясные лавки. Поэтому этот веселый праздник, если бы его кто и выдумал, назначили бы празднование на другое число.
Но юмор — такое дело: он дат не назначает и возникает в самое неожиданное время, даже когда не всегда к месту. Истинным кладезем самых курьезных историй и происшествий, причем не выдуманных, а самых что ни на есть реальных, являются дореволюционные газеты. К примеру, открываем ежедневную общественно-политическую и литературную газету «Царицынская мысль» от 13 апреля 1910 г. Как и полагается газете тех времен, она пестрит рекламой и объявлениями об открытии новой лечебницы, оптово-розничного магазина Смирнова, частной гимназии, дамской мастерской. И в самом конце такой светской информации маленькая публикация с необычным для современного читателя заголовком «Опознание лошади».
Ну, может, для нас название и необычное, а сто лет назад основной тягловой силой были лошадки, и ценились они недешево. «11 апреля крестьянин Зиновий Хомутецкий опознал на базаре 2-й части у мельника Томарева лошадь своего соседа Сохранова, украденную в прошлом году. Томарев, как говорит, купил лошадь у крестьянина Никиты Гусева. Дознание о том, кто конокрад, производится».
Дореволюционные газеты Царицына были настоящей хроникой городской жизни — на их страницах частные лица при смене жительства публиковали для своих знакомых и клиентов новые адреса, здесь врачи, ведущие частную практику, писали даты своего отпуска и здесь же выясняли отношения, в том числе и финансовые. В одном из номеров «Царицынского вестника» была напечатано заявление: «Господин Протуа не будет платить долги, сделанные на его имя кем бы то ни было».
Пинцет и «Хлестаков»
Необычные события происходили не только в Царицыне, но и по всей России, о чем периодически рассказывали на своих страницах местные газеты. Конечно же, публиковались самые необычные истории, о которых, как говорится, нельзя молчать. В дайджесте «Царицынской мысли» за 3 августа 1910 г. размещен материал — «Пинцет, забытый в желудке оперированной больной». В статье поведана душераздирающая история из жизни города Выборга. «Года два тому назад жене выборгского купца Никитиной пришлось сделать в выборгской больнице операцию в области живота. Госпожа Никитина выписалась из больницы, но через некоторое время она снова почувствовала боль». Положили госпожу купчиху на операцию, и оказалось — ух ты, батюшки! — в животе-то у нее находился пинцет, который, наверное, искали всей больницей.
Впрочем, чтобы узнать о необычных происшествиях, необязательно перечитывать общероссийские дайджесты — немало курьезных историй происходило и в самом Царицыне. В «Царицынской мысли» в № 29 за 8 февраля 1912 г. опубликовали презабавную статью «Царицынский Хлестаков» — о похождении одного незадачливого мошенника. Приводим текст статьи «Царицынский Хлестаков» полностью, потому как тематика до сих пор не потеряла своей актуальности, несмотря на прошедшие 102 года.
«На днях поздно вечером в пивную лавку Вийнеровских заводов на Царицынской улице явился прилично одетый молодой человек и, назвавшись содержателю акцизным чиновником, потребовал себе бумаги и чернил. Содержатель пивной, увидев в первый раз назвавшегося акцизным чиновником, немного удивился, но все же начал отвечать на вопросы: давно ли торгует пивом, где ранее торговал, не были ли составлены протоколы за нарушение акцизного устава. Далее, освоившись с ролью ревизора, акцизный чиновник начал требовать, чтобы из пивной была удалена одна группа гостей, громко разговаривавшая между собой. Посетители запротестовали, при этом кто-то из них узнал в ревизоре бывшего почтово-телеграфного чиновника Чернова, о чем и заявил остальным. В то же время содержатель пивной, догадываясь, что перед ним самозванец, предложил ему расписаться в книге посещений, но «ревизор» отказался. Видя, что его «разъяснили», он вынул револьвер и начал осматривать его, желая убедить присутствовавших в своей принадлежности к чиновникам. А когда содержатель пивной послал за городовым, чиновник поспешил ретироваться».
Комедии и трагедии
В Царицыне любили посмеяться и доказательство тому, как составлялись программы в кинотеатрах. Сто лет тому назад не было полнометражных кинолент, и киносеанс состоял из короткометражек. 11, 12 и 13 мая 1910 г. в электротеатре «Модерн» после показа документальной хроники и «сильной драмы из жизни тружеников» — «Хлеб наш насущный» демонстрировали комедию «Луни заврался». «Это сплошной хохот», обещал кинопрокатчик.
В другой день в этом же электротеатре крутили великолепную комедию в 3 частях в исполнении лучших артистов «Идеал современной молодежи, или Столичный воздух». Как тогда писали рецензенты: «Картина обладает поразительным эффектом комизма».
Правда, иногда чувство такта нашим предкам изменяло, и они в один киносеанс миксовали настолько тематически разные киносюжеты, что это не могло не приводить в недоумение. Так, в синема-театре «Иллюзион» показывали историческую картину «Парфияно Давид», комедию из американской жизни «Невеста в брюках», драму «Пожарный и его жена», комедии «Комило фабричный инспектор» и «Неблагодарный Скандалини», и тут же, после всех этих художественных драм и комедий — показ документальной хроники «Киевские торжества и похороны министра Столыпина».
Наталья ЖУРБИНА.