16+
Подробности

Схитрить не получится?

В Госдуму внесен законопроект, запрещающий использование мелкого шрифта в информации для потребителей товаров и услуг

Инициаторы поправок в законе «О защите прав потребителей» предлагают не допускать в информации для потребителей «использование трудночитаемого, мелкого шрифта, равно как применение иных способов подачи информации, затрудняющих ее восприятие потребителем». Проблема в том, что в договорах с клиентами банкиры пишут об особых условиях мелким шрифтом. Законопроект обязывает всех производителей продукции и поставщиков услуг использовать «читаемый» шрифт.

Уловка на грани мошенничества

«Настоящий законопроект предлагается в целях исключения правовой неопределенности в вопросе о том, является ли нарушением положений действующего законодательства указание в договорах условий мелким шрифтом, — пишет депутат Олег Михеев в пояснительной записке к законопроекту. — Особенно это актуально для договоров, связанных с банковским обслуживанием. Именно они зачастую содержат условия, на которые потребителю необходимо обратить особое внимание, но написанные мелким, практически нечитаемым шрифтом. Мелкий шрифт затрудняет восприятие, дает лишнее напряжение глазам и побуждает пропускать изучение соответствующих условий договора, что в итоге может привести к неблагоприятным последствиям».

В качестве примера приводятся решения судов, которые соглашались с региональными отделениями Роспотребнадзора, предписывавших многим банкам отменить ряд условий в договорах потребительского кредитования, ущемляющих права потребителя. Речь шла о возможности банком расторгнуть договор в одностороннем порядке в случае просрочки платежа на один день и других невыгодных потребителям условиях.


Граждане массово жалуются на то, что банки выставили им крайне невыгодные условия, которые были написаны мелким шрифтом.


Заместитель руководителя московского отделения Союза потребителей Российской Федерации Антон Недзведский считает, что такие поправки следовало внести давно, и удивительно, почему никто из депутатов ранее этим не обеспокоился. «Граждане массово обращаются в общества защиты прав потребителей с жалобой на то, что банки выставили им крайне невыгодные условия, которые были написаны мелким шрифтом, — замечает он, — это, кстати, касается не только банков, но и страховщиков, и микрофинансовых организаций, и других поставщиков услуг. Но оспорить эти условия в суде потом крайне трудно, это единичные случаи».

Подписал — значит согласился!

Однако в подавляющем большинстве случаев суды встают на сторону банкиров, объясняя это тем, что подпись под договором — свидетельство того, что клиент ознакомился со всеми его условиями.

«Что касается судебной оценки вопросов введения в заблуждение относительно условий договора, то только размер шрифта не может послужить основанием для такого вывода, — пояснил «Эксперт Оnline» Дмитрий Шевченко, заместитель председателя правления одного из банков. — Введение в заблуждение — это психологическое состояние личности, которое доказывается целым комплексом обстоятельств, и это достаточно непросто. И именно такой подход является правильным и важным, поскольку в противном случае любое лицо, сославшись на невнимательность или рассеянность, может уйти от обязательства, которое он на себя принял».

В законе «О защите прав потребителей» предлагается отдельным пунктом установить норму, по которой в случае использования мелкого шрифта производитель или поставщик услуг «несет риск несоблюдения потребителем соответствующих условий», т. е. потребитель попросту может не платить, если часть условий была написана мелким шрифтом.

«Вокруг этих хитростей с мелким шрифтом регулярно поднимается шумиха, но она в итоге сводится на нет, — говорит президент НП «Гильдия маркетологов» Игорь Березин. — Тем же банкирам Центробанк не раз давал предписания и разъяснительные письма, но в итоге все равно они делают по-своему. А некоторые микрофинансовые организации подсовывают бабулькам нечитаемые договоры с тысячными процентами по займам».

Размер шрифта — понятие индивидуальное

Требование писать информацию «читаемым шрифтом» может коснуться не только банкиров и страховщиков, но и производителей товаров. Больше всего обязательств будет у производителей пищевой продукции. Инициаторы законопроекта хотят их обязать писать крупнее на этикетках и упаковках сведения о свойствах и составе продукции, производителе, месте производства, номерах лицензии и о многом другом.

Но проблема в том, что законопроект никак не определяет понятие мелкого шрифта. Очевидно, что для людей с разным зрением это понятие индивидуально. В законодательстве на этот счет есть только СанПиН 1.2.1253-03 «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых». Он устанавливает допустимые размеры шрифта для разных видов текстов — литературно-художественных, научных, производственно-технических и прочих. К каким видам относить договоры об оказании услуг или информацию на упаковке, не совсем ясно.

Ирина ШЕСТАКОВА, обозреватель «Городских вестей»:

— Писать самую важную информацию для потребителя мелким шрифтом, бледным цветом, в конце страницы в виде сноски или на цветном фоне, который на ксерокопии сливается с текстом — это уловки на грани мошенничества. На этом не раз попадались мои знакомые, в основном пожилые люди. В августе этого года у всех на слуху был случай с банком в Воронеже. Клиент банка сам внес допусловия мелким шрифтом в договор, банк этот договор подписал, а потом обвинил клиента в мошенничестве. Если наказывать банкиров их же приемами, то у них навсегда отпадет желание дурачить клиентов. Но лучше действовать по закону, чтобы ни у той, ни у другой стороны не было права прибегать к хитроумным действиям. Поэтому законопроект я поддерживаю.

Дмитрий СЕМЕНЕНКО, руководитель департамента потребительского рынка администрации Волгограда:

— Если производители пишут информацию для потребителей, то она должна хорошо читаться. Если, например, у человека аллергия и он из-за слабого зрения не увидел информацию на упаковке пищевого продукта, то последствия для здоровья могут быть плачевными. Я считаю правильным, что в законе «О защите прав потребителей» надо отдельным пунктом установить норму, по которой в случае использования мелкого шрифта производитель или поставщик услуг «несет риск несоблюдения потребителем соответствующих условий».

Сергей КОЛОСОВ, студент экономфака:

— Я считаю, что это абсолютно правильная инициатива. Обманывать клиентов не надо. Финансовые учреждения должны предоставлять свои продукты таким образом, чтобы для получателей кредитов было изначально все понятно, чтобы там не было каких-то «закопанных» вещей, которые люди изначально не видят: где-то в конце мелким шрифтом что-то написано, а потом сталкиваются с реальными проблемами, к которым не готовы. Это и для людей плохо, и для финансовых учреждений.

Не забывайте подписываться на наши новости в Новостях, чтобы видеть их первыми.
Телефон редакции: 8-909-389-03-00

Если вы стали очевидцем происшествия, у вас есть фото или видео с места ЧП, или вы хотите поделиться своей новостью или проблемой, — пишите или звоните!

Мы доступны в WhatsApp и Viber. Вы также можете присылать сообщения в социальных сетях: в «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»

Звоните в любое удобное для вас время, чтобы лично задать вопросы журналистам «Городских вестей». Будем рады общению!

10:21, Необычное

Нежный жемчужно-розовый закат увидели волгоградцы

10:14, Общество

68% волгоградцев выступают за полный запрет продажи вейпов

10:04, Происшествия

На севере Волгограда легковой автомобиль врезался в грузовик

09:55, Криминал

Волгоградские оперативники задержали в Москве мошенников, обманувших пенсионеров

09:55, Происшествия

В Волгограде продавца наказали за продажу спиртного студентке

09:46, Общество

Каждый второй южанин использует биометрию для разблокировки девайсов и приложений

09:45, Общество

В зоне СВО погиб рядовой Роман Резников из Волгоградской области

09:42, Общество

Айфон-призрак продали волгоградцу на известном маркетплейсе

09:36, Общество

Волгоградцев спасатели предупредили о сильном тумане

09:29, Экономика

Волгоградцев предупреждают о подключении цифрового рубля

09:25, Инфраструктура

В Волгоградском регионе трассу Р-260 хотят реконструировать за 8,5 млрд рублей

09:07, Транспорт

На станции в Волгограде изменят проход к пригородным поездам

09:01, Здоровье

Топ-4 самых полезных цитрусов назвали волгоградцам

08:53, Общество

44 водоема в Волгоградской области вернут к жизни за 6 лет

08:30, Общество

В МЧС предупредили волгоградцев о молочном тумане на дорогах

07:59, ЖКХ

Десятки улиц обесточат в Волгограде 10 января

07:31, Общество

2 млн туристов увидели Волгоград в 2024 году

06:57, Общество

В Волгоградской области за год в «112» приняли 2,4 млн звонков

06:27, Общество

Волгоградцы 13 января увидят комету ATLAS

06:02, Общество

Волгоградцам проиндексировали социальные выплаты

Календарь