Руками человека и силой «Могучего»: спецоперация на волгоградском гидроузле — в объективе фотографа
На Волжской ГЭС проводят уникальные работы.
В Волгоградской области в 2021 году решились на реализацию уникального в масштабах России проекта — одновременную замену двух ворот шлюза Волгоградского гидроузла. За операцией вместе с разработчиками и губернатором Андреем Бочаровым наблюдали 16 ноября и фотографы «Городских вестей».

Комплекс, на котором после закрытия навигации стартовали работы, имеет стратегическое значение не только для Волгоградской области, но и для России в целом.
— 30-й и 31-й шлюзы являются комплексом единой глубоководной системы внутренних водных путей Российской Федерации. Открыт он был в 1959 году и вместе с Волго-Донским судоходным каналом представляет собой единую водную систему, объединяющую пять морей, — рассказал 16 ноября руководитель ФБУ "Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей" Александр Глущенко. — Примечательно, что во время строительства этого объекта бетона ушло в полтора раза больше, чем на весь Волго-Дон с первого по 13 шлюзы. Через две параллельные нитки [шлюзы] ежегодно проходит до пяти с лишним тысяч шлюзований, грузопотоком перевозится шесть с лишним миллионов тонн. Если хотя бы одна из этих ниток не будет работать, весь судопропуск встанет.

Срок службы металлоконструкций за 62 года беспрерывной эксплуатации пришел, по словам Александра Глущенко, к своему логическому завершению. Благодаря подрядной компании, на объекте поэтапно будут заменены верхние и нижние створы.
— Работы проводятся не только на поверхности, но и под водой, — говорит представитель федерального учреждения. — Для этого задействуют водолазов.

Уникальность проекта, реализуемого на волгоградском гидроузле, — в его, пожалуй, смелости. Как правило, замена производится последовательно: сначала меняют пару ворот верхней головы камеры шлюза общим весом 450 тонн, и только через полгода — ворота нижней головы общим весом 710 тонн. На весь комплекс работ необходимо как минимум 20 месяцев. Чтобы сократить время замены в два раза, волгоградцы и решились менять ворота одновременно.



В титанической работе волгоградские строители задействовали плавкран «Могучий». Уникальное самоходное судно было спущено на воду 35 лет назад, в 1986 году, и сегодня, несмотря на свой солидный возраст, является одним из крупнейших и востребованных плавучих кранов во всем мире. «Могучий» оснащен водолазным комплексом с барокамерой и водолазным колоколом, который может опускаться на глубину до 40 метров. Экипаж судна благодаря техническим возможностям способен не только проводить аварийно-спасательные операции, но и строить причалы, водозаборы, проводить укладку трубопроводов под водой, возводить насосные станции и обследовать дно.
Кстати говоря, это тот самый плавкран, который в паре со «Штормом» поднимал затонувший теплоход «Булгария». На счету «Могучего» также подъем суден «Дунайский-42», «МЗ-42», «ГАЛ-1».

Подрядная компания, это отдельно подчеркнул во время рабочей поездки 16 ноября Андрей Бочаров, - из Волгоградской области. Совместно с ООО «ССМ» в Волгограде реализован уже не один крупный проект.
— Компания из Волгоградской области реализовала ряд крупных проектов, как например, дюкер через реку Волга. Это также уникальный проект, аналогов которого не было. И у нас нет сомнений, что подрядчик выполнит работы точно в срок, — прокомментировал губернатор.
Строительство подводного коллектора длиной 1800 метров, напомним, одновременно шло на левом и на правом берегу Волги. Сети были проложены на глубине до 15 метров в специальные траншеи. Местами глубина укладки труб в траншею достигала 18 метров от уровня воды в реке. Кстати говоря, в этом строительстве также был задействован уникальный плавкран.
«Специальные сварные металлоконструкции» реконструировали второй и пятый гидроузлы ВДСК, а также провели техническое переоснащение насосной станции №31.



К 16 ноября подрядной компанией уже произведена замена ворот на верхней голове камеры шлюза.
— В настоящее время работы ведутся на нижней. После установки новых массивных створов предстоит смонтировать навесное оборудование, — рассказывают в подрядной компании «Специальные сварные металлоконструкции». — Полностью реконструкция шлюза завершится в 2022 году.



