Госдума собирается смягчить закон о запрете мата
Из закона о запрете мата в кино, театре, литературе и на концертах предлагается изъять пункт об обязательном прокатном удостоверении для фестивалей и киноклубов. Соответствующие поправки в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере использования русского языка в связи с совершенствованием правового регулирования депутаты Госдумы намереваются рассмотреть в осеннюю сессию, сразу после возвращения из отпусков, — сообщила первый заместитель председателя комитета по культуре Государственной думы Елена Драпеко.
Ругань или крепкое словцо?
Против закона о запрете мата в кино выступили многие кинематографисты. Так, свою позицию по этому вопросу не раз высказывал Никита Михалков, режиссер, председатель Союза кинематографистов России.
«Хотим мы того или не хотим, но русский мат — это огромная часть языковой культуры народа, — сказал он в одном из интервью газете «Известия». — И нужно различать бытовой грязный матерный язык, которым общаются порой между собой дурно воспитанные люди, и крепкое слово, которое является выражением квинтэссенции состояния человека. Атака, ранение, боль, потрясшая неожиданность и так далее, и так далее».
В каждом случае нужно подходить индивидуально, считает Никита Михалков. «Художнику не должны изменять вкус, чувство меры и точность выражения чувств, — заметил он, — Подходить же к этому вопросу, подводя все под один знаменатель, по-моему, неверно. Вспоминаю рассказ из одной летописи XII века о том, как что-то не получилось, потому что делалось «с тяжким звероподобным рвением»...
Нужно различать бытовой, грязный матерный язык, которым общаются порой между собой дурно воспитанные люди, и крепкое слово, которое является выражением квинтэссенции состояния человека.
Погорячились!
Напомним, что вступивший в силу с 1 июля закон запретил, с одной стороны, выдачу прокатных удостоверений для фильмов с нецензурной лексикой, а с другой — публичный показ фильмов без прокатного удостоверения. Согласно принятому закону первое правонарушение будет караться штрафом в размере до 50 тыс. руб., повторное — до 100 тыс. или приостановлением деятельности на 3 месяца.
В действующем законе от прокатного удостоверения освобождены фильмы, специально созданные для показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению, а также зарубежные фильмы на международных кинофестивалях. Кинематографисты считают, что эта мера нанесет урон фестивальному и клубному движению, и добиваются, чтобы отмена прокатных удостоверений распространялась и на отечественные фестивали. «Мне кажется, это неправильно, — заявил Никита Михалков. — Фестивали точно должны быть свободны от подобных ограничений. Ну, сколько людей может быть в зрительном зале? 100? 200? От силы 1000. Непринципиальные цифры. А делать фестивальные программы подцензурными — это снижать кругозор фестиваля».
Надо заметить, что в Минкультуры проблемой обеспокоились и пообещали «еще раз внимательно проанализировать принятые нормативные акты, их практическое применение и влияние на фестивальную деятельность». Очевидно, там признали, что с запретами погорячились.
За отмену прокатных удостоверений для фестивалей выступил заместитель председателя комитета по культуре Госдумы режиссер Владимир Бортко. «Если режиссер снимает авторское кино, предназначенное для небольшой аудитории, глупо лишать его и этого зрителя. Фестиваль ведь и создан для того, чтобы картина могла быть продемонстрирована в том виде, в каком ее задумал художник», — заявил Бортко.
Если режиссер снимает авторское кино, предназначенное для небольшой аудитории, глупо лишать его и этого зрителя. Фестиваль ведь и создан для того, чтобы картина могла быть продемонстрирована в том виде, в каком ее задумал художник.
Мы погубим авторское кино!
Вячеслав Шмыров, который в 1994–2002 гг. был президентом Федерации киноклубов России, объяснил, что если закон будет работать в нынешнем виде, киноклубное движение в стране или «намертво встанет или, наоборот, получит новый стимул развития, как это случилось в годы застоя в СССР, когда любой запрет, в том числе и в сфере кинопоказа, порождал активное гражданское противодействие».
По его мнению, часть киноклубного показа в Москве может переместиться на территорию иностранных посольств. Также фестивали российского кино могут активизироваться в соседних странах.
Представители киносообщества изложили свои претензии в открытом письме Гильдии неигрового кино и ТВ на имя министра культуры Владимира Мединского. В письме обращается внимание на неразработанность с юридической точки зрения понятий «фильм» и «прокат», в связи с чем любой публичный показ любой последовательности кадров — от демонстрации студенческих работ во ВГИКе до ретроспективы классических картин в Музее кино — может быть признан административным правонарушением.
Ирина Шестакова, обозреватель «Городских вестей»
— Фестивальное, авторское кино, в отличие от теле- и кинопопсы с ее дешевыми спецэффектами, — это единственное, чем может гордиться отечественный кинематограф, и качество этого кино признается во всем мире. Такие подобные глупые запреты, как введение прокатных удостоверений, уничтожат российский кинематограф. Если говорить в целом о мате в кино, театре, концертах и литературе, то я согласна с режиссером Кареном Шахназаровым, который считает, что мату на экране не место. Толстой, Чехов, Достоевский, Шолохов, Шукшин писали о самых страшных сторонах жизни, отлично обходясь без мата. И в хороших советских фильмах мата не было. Использование мата на экране говорит об отсутствии таланта создателей фильма — когда художник не может, не умеет убедить зрителя иными художественными способами воздействия.
Александр Мирошкин, инженер:
— У меня на счет мата в кино двойственное мнение. Иногда только одно слово может помочь понять смысл сказанного, и это слово может быть ненормативным. Я, например, против неуместного и навязывающего мата, когда режиссер просто пытается привлечь внимание (то же самое относится и к эротическим сценам). Одно время это было модным — материться и раздеваться на экране. Но все же есть слово, которое иногда заменить нечем. И что тогда? Вырезать важную сцену? Сделать ее пресной? Вот, например, интересно, что вы говорите, когда ударяете молотком по пальцу? «Ой, как больно?»
Галина Хорошева, председатель ВРОО «Союз комсомольских поколений»:
— Я приветствую закон, запрещающий употребление мата в кино, на сцене, на концертах, на культурных мероприятиях и была удивлена позицией уважаемого мною режиссера Никиты Михалкова, который считает, что без мата отечественное кино или культура в целом лишится шарма. В глазах иностранцев русский человек часто ассоциируется с грязной руганью. Осознавать это больно и неприятно. Популяризировать мат в произведениях киноискусства, я считаю, недостойно и непатриотично. Богатый русский язык позволяет находить слова и выражения похлеще мата для выражения сильных чувств или эмоций.