Мальчика, пропавшего 16 лет назад в Ростовской области, нашел живым волгоградский участковый уполномоченный
В 2000 году ростовские СМИ облетела тревожная информация: на рынке г. Шахты пропал шестилетний мальчик. Масштабные поиски результата не дали и пропажу ребенка переквалифицировали в дело об убийстве, а спустя еще год положили материалы на полку. Шестилетний Вася исчез, казалось бы, навсегда.
Найденыш
В конце июля 2016 г. сотрудник отдела полиции Советского района Волгограда, участковый уполномоченный Евгений Феоктистов получил привычный вызов — случайные прохожие заметили, как некий парень пытается пробраться в припаркованную у дома «Газель». Сопротивления при задержании молодой человек не оказал, назвал себя цыганом, внебрачным сыном одного из обитателей поселка Верхняя Ельшанка, а сам то и дело ерошил белокурые волосы. Дмитрий Михай — так отрекомендовался задержанный парень. С трудом припомнил, что ему вроде бы 21 год. Евгений Феоктистов задавал юноше вопросы, а сам силился вспомнить, не проходила ли когда-то по сводкам информация о похищении цыганами русского мальчика?
— Ты же русский, а говоришь на цыганском, — допытывался у Михая участковый. — Ты уверен, что всегда жил в семье цыган? Может быть, раньше ты жил в другом месте?
Лицо парнишки просветлело. Путая русские слова с цыганскими, он рассказал Феоктистову про рынок в небольшом ростовском городке. Как однажды он отстал от матери, а потом к нему подошли чернявые дядя и тетя, сообщили ему, что он их сын, и увезли на маленькой зеленой машине в цыганский табор.
Исчезнувший в полдень
…Это дело считалось «глухарем». В 2000 г. среди бела дня с территории рынка в г. Шахты пропал шестилетний мальчик. Ребенок воспитывался в неблагополучной семье: мать его вскоре после пропажи сына запила еще больше, отец и вовсе сгинул в местах не столь отдаленных, и только оперативники уголовного розыска несколько лет, не теряя надежды, все отрабатывали различные версии исчезновения Васи Мусофранова. Потом дело положили на полку, сочтя мальчишку мертвым. Но ориентировки по нему до сих пор хранились в базе данных без вести пропавших лиц. Не веря сыщицкой удаче, Евгений Феоктистов еще раз сверил все данные, потом позвонил ростовским коллегам. Нашлись и там люди, которые помнили обстоятельства исчезновения шестилетнего мальчика. Уже на следующий день в Волгоград из Ростовской области отправилась оперативная группа.
Все сходилось: отрывочные воспоминания найденного в «Газели» парня совпадали с теми сведениями, что хранились в архивах полиции г. Шахты. О чем Вася-Михай помнил хорошо, так это о своих нынешних родителях — маме Тинке и папе Габи.
— Молодой человек рассказал, что поначалу приемная мать, давшая ему новое имя Дима Михай, красила его волосы в темный цвет, боясь навести на себя подозрения в похищении русского ребенка, а потом, когда табор окончательно осел в Волгограде, перестала маскировать нового сына. Своих четверых братьев и сестер он привык считать родными. Его словно вообще не было в этой жизни: ни садик, ни школу он, разумеется, не посещал, а потому умственное развитие его к 22 годам осталось на уровне шестилетнего ребенка. Он не ориентируется в датах, во времени, в местах пребывания, цветах, не знает, что такое день рождения — цыгане никогда не отмечали подобные праздники, — рассказывает Евгений Феоктистов.
Назад, в будущее
Известие о том, что он — приемный сын цыганской пары, украденный 16 лет назад, повергло Василия в шок. Позже психологи, работавшие с цыганским Маугли — так прозвали его волгоградские полицейские, скажут, что подсознательно он всегда ощущал себя подкидышем и именно поэтому решил бежать из табора. Вот почему его нашли в чужой машине, где он пытался устроиться на ночлег.
К этому времени ростовские оперативники уже разыскали ближайших родственников Василия. К сожалению, родители его уже скончались, а единственная родная душа — тетя Елизавета Богомолова скептически отнеслась к известию о найденном племяннике.
— Насколько я знаю от ростовских коллег, сейчас соответствующие органы занимаются оформлением документов для Василия, получением паспорта и прочего. Пока что он находится на попечении семьи одного из ростовских священников, — говорит Евгений Феоктистов. — Решится ли забрать его к себе родная тетя, неизвестно. Хочется надеяться, что в итоге Вася все же обретет настоящую семью.
Что же касается правовой стороны вопроса, то сразу после заключения экспертизы, которая подтвердила происхождение Василия Мусофранова, уголовное дело, возбужденное по статье «Убийство» было переквалифицировано в «Похищение». 44-летняя Тинка и ее 46-летний супруг Габи находятся под следствием.
А Евгений Феоктистов уверен: случай, когда ребенок был найден живым и невредимым спустя 16 лет, — это не только надежда для людей, оказавшихся в подобной ситуации, но и наука для следователей — никогда не стоит прекращать поиски.
Материал подготовлен в рамках гранта СМИ Волгоградской области «Безопасный регион: закон и порядок».