Девушки военно-исторического клуба «Алатырь» знают о средневековом быте практически все
Когда речь заходит о реконструкторах, обычно рассказывают о мечах, кольчугах, турнирах, то есть об увлечениях сильного пола. В то же время в исторических реконструкциях принимают участие и девушки. Об одной из них — волгоградке Анастасии Мингалимовой — мы и расскажем.
В плену эпох
Анастасия — постоянный член известного в Волгограде военно-исторического клуба «Алатырь», действующего на базе МУ «Центр по работе с подростками и молодежью «Форум» Красноармейского района.
«Алатырь» действует с 2003 г. и специализируется на исторической тематике Древней Руси, Скандинавии, вообще раннего Средневековья. Да и само название клуба — «Алатырь» — выбрано со смыслом: в древнеславянской мифологии это слово обозначает священный камень, находившийся на легендарном острове Буян, с которого идет начало всех начал.
Анастасия попала «в плен» исторических эпох случайно. Придя работать в «Форум», она, как его сотрудница, в 2010 г. оказалась на мероприятии, которое проводил и проводит по сей день «Алатырь» — это праздник Ивана Купалы. Льняная одежда, пышные венки, украшающие головы участников, костры, рассказы былин, легенд и преданий — все это очаровало ее. Так барышня и задержалась в «Алатыре», став активной участницей в реконструкторских постановках клуба.
Рождение ребенка мотивировало ее в дальнейшем разработать авторский проект для детей «Из варяг в греки». Предназначался он для детской профильной смены в лагере «Орленок». В этом году познакомиться с эпохой раннего средневековья смогли 160 школьников со всей Волгоградской области, отдыхавшие в «Орленке».
— Мы устраивали мастер-классы, ролевые игры, проводили занятия по истории быта и ремесел, а в вечернее время, переодетые в старинные костюмы, принимали участие в праздниках и турнирах, — рассказывает и. о. директора МУ «Центр по работе с подростками и молодежью «Форум» Анастасия Мингалимова. — Дети были в восторге и особой популярностью, как среди мальчишек, так и среди девчонок, пользовалась стрельба из лука. Для следующей смены я планирую подготовить программу, посвященную «Слову о полку Игореве».
Аутентичность во всем
Участником военно-исторического клуба может стать любой желающий. Однако для всех есть одно обязательное условие — самостоятельно подготовить костюм, максимально соответствующий определенной исторической эпохе. Мужская половина состава клуба обычно изготавливает для себя кольчугу и прочее военное обмундирование. А барышни шьют платья, накидки, сумки. Причем делается это только из натурального льна и предпочтительно способом грубого плетения.
Крой, цвета и орнаменты копируются с серьезных книг по истории, с музейных каталогов и фотографий предметов, найденных при археологических раскопах. Анастасия, например, по подобному иллюстративному материалу полностью реконструировала костюм девушки, которая жила в скандинавском городе Бирка в X в.
— Все наши девочки — настоящие рукодельницы, и многие исторические аксессуары, созданные ими: ожерелья, серьги, браслеты, пояса, они носят и в обычной жизни, — рассказывает Анастасия. — Это уникальные изделия не только из-за того, что это хэнд-мейд, но еще и потому, что все цвета и орнаменты являются аналогами древних украшений.
Для холодного времени года девушки-реконструкторы вяжут теплые носки, чулки, накидки и опять-таки только из настоящей шерсти. Чтобы добиться аутентичности, соблюдается и старинный способ вязания — не спицами, а деревянной или костяной иглой. В результате изделие получает абсолютно несовременный вид. Что, собственно, и требовалось доказать.
Забыть о чаепитиях
Реконструкторы «Алатыря» — постоянные участники не только праздников, которые проводятся у нас, но и крупных межрегиональных исторических фестивалях. Это «Русборг» — в Липецкой области, «Слово о полку Игореве» — в Ростовском регионе, «Ладейное поле» — под Ельцом.
Фестивальная жизнь проходит в аналогах древних поселений, поэтому все участники, когда приезжают на машинах, оставляют в них все современное: от джинсовых курток до планшетников и рюкзаков. В лагерь берутся льняные мешки, в которых собрано все необходимое.
— Мужчины ставят палатки, которые, конечно же, соответствуют эпохе раннего средневековья, рубят дрова, разводят кострище. А мы обустраиваем быт: моем, убираем, готовим еду, — рассказывает Анастасия.
В палатках, естественно, нет места современным спальникам — вместо них сенник, лоскутные одеяла, шкуры. Соответствует эпохе и приготавливаемая еда. Причем картошка и помидоры при этом не используются — об этих продуктах в X в. не ведали. Зато можно мясо, капусту, рыбу, репу, чечевицу. О чаепитиях, для соблюдения полной аутентичности, также приходится забыть — чайного листа в Средние века на Руси не знали. Поэтому вместо него девушки готовят настои из чабреца, ромашки, душицы.
— У женщины в те времена было больше ответственности, — убеждена Анастасия. — По сути, мы можем только догадываться, насколько колоссальный труд ложился тогда на женские плечи. Он включал в себя все: от выращивания льна до поддержания огня, умения сохранять пищу без холодильника и приготовление вкусной еды. И сегодня невольно начинаешь ценить все блага цивилизации.
Наталья ЖУРБИНА.