Чтобы обойти вокруг священной горы Кайлас, волгоградка тренировалась в любую погоду
Побывать в Непале и на Тибете Елена Давыдова мечтала с детства. Но не каждому это по карману, и не каждому по плечу. Рекордная высота Гималаев предъявляет особые требования к физическому состоянию туриста, поэтому за полгода до планируемого путешествия девушка ежедневно пробегала 5—6 км, взбиралась по крутым лестницам многоэтажек — репетировала подъем в горы.
Катманду — город живой богини
«Нет места лучше и в раю, чем родное Катманду», — поет группа «Крематорий». По улочкам средневекового г. Катманду струится аромат благовоний. Первым делом туристов в Катманду ведут на старую дворцовую площадь Дурбар, где расположен дворец живой богини Кумари. В ее физическом облике выступает маленькая девочка, несущая в себе живое воплощение этого древнего индуистского божества. Своим обликом она являет чистоту и невинность мира, которые уходят в первый день ее половой зрелости. К этому моменту высшие священнослужители уже находят ей преемницу из числа девочек народа неваров, принадлежащих к касте шакья. Для любого непальца один только взгляд Кумари является великой честью. Отбор претенденток ведется крайне тщательно, и лицо новой богини обычно известно заранее только очень узкому кругу. Кумари живет в своей резиденции уединенно, в окружении роскоши и множества слуг. Лишь изредка она выглядывает из окна, закрытого ставнями, дожидаясь того момента, когда станет женщиной и сможет покинуть богатые апартаменты. Десятки местных жителей подходят каждый день к окнам храма Кумари Гхар, чтобы увидеть ее священный лик.
В Катманду вообще много интересного: дворец короля Непала, тысячи храмов, священные источники. Но волгоградке Елене Давыдовой повезло особо — она попала на большой религиозный праздник Сагадава. Этот день принято считать днем рождения, просветления и ухода в нирвану будды Шакьямуни.
— Как раз в этот день, — рассказывает Елена, — нас повезли подняться по 365 ступеням на ступу Сваябуднатх, основанную более двух тысяч лет назад и находящуюся на высоте 77 м. Эту ступу еще называют храмом обезьян. Там уже было все население города. Жители Катманду стремились сделать обход вокруг ступы и прикоснуться к золотой священной ваджре, по легенде дарующей мгновенное просветление. Эту гигантскую ваджру, в обычное время украшающую ступу, носили по улицам во время праздника.
Посвящение у непальского ламы
На следующий день Елена посетила еще одну знаменитую ступу — Бодднатх — самую большую в мире — более 100 м в диаметре. Рядом с ней расположен храм непальского ламы. И все паломники, которые едут через Катманду к священной горе Кайлас, получают посвящение у ламы.
— Лама прочел молитву, — вспоминает волгоградка Елена Давыдова. — Он повязал руководителю нашей группы белую повязку на лоб — символ чистоты помыслов, а нам всем — цветные тесемочки на правое запястье. У меня было чувство, что я уже бывала в этом храме в прошлой жизни. И мне очень хотелось туда вернуться.
Однако, несмотря на благословение непальского ламы, перелет в столицу Тибета Лхасу едва не закончился плачевно. Разразилась страшная гроза. Аэропорт Лхасы не смог принять борт. Пришлось лететь за 2 тыс. км от столицы Тибета и приземлиться в китайском г. Чамду.
— Сервис у китайцев на высшем уровне, — считает наша землячка. — Несмотря на то что мы прилетели глубокой ночью, нас тут же разместили в отеле аэропорта, накормили за счет авиакомпании и на следующий день бесплатно отправили в Лхасу.
Пещерный монастырь Драк Йерпа
Несмотря на то что волгоградка Елена Давыдова основательно готовилась к поездке, горная болезнь, хоть и в легкой форме, настигла ее уже в столице Тибета. Головная боль и тошнота преследовали в той или иной мере всех членов группы: из 18 человек только трое, самые молодые и тренированные, не чувствовали физического дискомфорта. А самим тибетцам хоть бы что! Они тут родились и к огромной высоте и разреженному воздуху привыкли с детства.
Волгоградку поразила красота дворца Потала — резиденции Далай-ламы. Поскольку Далай-лама сейчас живет в изгнании, большая часть из 10 комнат дворца закрыта для туристов. Зато всегда открыт великолепный храм Джоканг в центре Лхасы.
— Несмотря на скромное существование самих тибетцев и непальцев, для украшения храма они не жалеют средств, — рассказывает Елена. — У меня есть фото хижины тибетца, которую даже хибарой трудно назвать: это просто навес из фанеры. При этом тибетцы очень добрые и чистые душой люди. Когда мы обходили кору (ритуальный обход) вокруг Кайласа, который считается осью мира, носильщики-шерпы не просто шли, они совершали обход с простираниями, то есть они еще и падали ниц через каждые несколько шагов. Это очень тяжело физически: ведь там высота около 5 тыс. м. При этом носильщики еще готовы были поделиться с нами своей скромной пищей — сушеным мясом тибетских яков и зернами темпо. Всегда с улыбкой на устах и добротой в сердце — такими мне запомнились жители Тибета. У них там нет ни грабежей, ни убийств. До начала XX века Тибет, со всех сторон окруженный Гималаями, вообще был закрытым государством. И эти люди до сих пор живут по своим закона. Они еще не испорчены цивилизацией.
Особо запомнилась Елене Давыдовой поездка в пещерный монастырь Драк Йерпа. Она находится на высоте 4850 м в двух часах езды от Лхасы. Этот монастырь знаменит тем, что раньше каждый Далай-лама перед своим посвящением в «должность» главного буддиста планеты должен был провести в пещере три года, три месяца и три дня в медитации.
Здесь же гуру Рингпоче оставил в камне отпечатки своих ног. Теперь эту достопримечательность показывают туристам. Монастырь действующий. Можно было пообщаться с монахами, которые живут очень аскетично. В этом же монастыре находится самый высокогорный храм на земле — Пещера Луны.
А рядом уже ленники и пики Гималаев. По просьбе группы туристов из России один из тибетцев поднялся на вершину перевала у монастыря и установил там флажки с молитвами, напутствиями и пожеланиями россиян. Теперь среди подписей на флажке есть и автограф жительницы Волгограда.
Ольга ПОПЛАВСКАЯ.