Под руками волгоградки Милы Ткаченко оживают и говорят картины из песка
«Моя мечта подобна замку из песка — когда набегают волны, просто исчезает...» Мила Ткаченко — одна из тех, кто не мечтает, а живет в замках, выстроенных из песка. И это не мечта, а самое настоящее призвание. Свои дворцы она строит сама, играя светом, тенью и музыкой. И тогда весь мир становится зрителем, завороженным волшебством, творящимся под пальцами хрупкой девушки…
Сиюминутное искусство
Мила Ткаченко — единственный художник в Волгограде, покорившая и подчинившая своему таланту стихию песка. Почему стихию, спросите вы? Потому что песок, считает Мила, также неукротим и свободолюбив, как вода и огонь. Ведь даже песок для создания таких картин нужен в идеале особой, вулканической, породы. И лишь в умелых руках художника песок становится живым материалом, дарующим людям уникальную сиюминутную красоту.
— Я всегда любила рисовать. Мне едва исполнился год, рассказывает мама, а я уже зажимала в кулачок ручку, карандаш, фломастер — все, что оставляет следы — и чертила на всем, что попадалось под руку. Чаще всего это были, конечно же, обои в родительской квартире, — смеется Мила. — Но однажды я смело разукрасила бабушкин паспорт: эх и досталось же ей от чиновников за то, что не уберегла документ от ребенка!
Пройдя все ступени творческого развития — художка, творческие мастерские — Мила неожиданно для самой себя поступила в институт на факультет прикладной математики. Поступила за компанию с подругой, а спустя пять лет удивлялась сама себе — как это ее, гуманитария чистой воды, которую манили причудливые образы, могли привлечь строгие цифры и формулы.
— Вся моя жизнь — это поиск самой себя, поиск в новых видах творчества, — признается Мила. — Я могла бы писать на заказ портреты, натюрморты и дружеские шаржи, но мне хотелось дарить свой талант большему числу людей. Хотелось чего-то такого, что не укладывается в рамки одного лишь направления живописи.
Эволюция песка
Однажды в Интернете Мила наткнулась на видео Ксении Симоновой. Неизвестная девушка с Украины создавала картины из песка, играя, нет, управляя светом, тенью и музыкой так ловко, что у Милы захватило дух. Уже на следующий день она притащила домой тренировочный столик и специальную лампу. Так в Волгограде дано было рождение модному, красивому, но невероятно сложному направлению современного искусства — sand art, sand animation.
Изобретателем этого стиля является канадский режиссер-мультипликатор Кэролайн Лиф. Наиболее известная ее работа — анимационный фильм «Улица», вышедший в 1976 г. Фильм сделан в технике рисования маслом по стеклу под камерой «ожившей живописи» и входит в десятку лучших анимационных фильмов за всю историю анимации. Однако корифеем песочной анимации считают венгра Ференца Чака. На протяжении 30 лет он работает как режиссер анимационных фильмов, в том числе и песочных. Самая известная его композиция «Эволюция» исполнена глубочайшего философского смысла, который оказалось возможно передать с помощью песка.
По словам Милы, реквизита для создания песочной анимации нужно немного: мелкий песок и особый стол с подсвеченным стеклом. Но только тогда это превращается в шоу, когда все сливается вместе — свет, песок и музыка, когда картина выводится на большой экран и зритель может видеть руки художника, творящего главное чудо.
…А вскоре на страничке Милы в соцсети появился статус: «Художница! Рисую где угодно, что угодно и на чем угодно!». Через несколько дней раздался телефонный звонок, подруга спросила: «Песком рисуешь?» «Да!» — затаив дыхание и скрестив пальцы, ответила Мила. Так она вошла в состав шоу-группы «Пески времени».
Без права на ошибку
— Сегодня, когда я смотрю на свои первые картины из песка, мне становится стыдно: какие неумелые линии, размытые контуры, — говорит Мила. — Помню свое первое выступление в составе группы… Несмотря на то что перед этим я три месяца не отходила от столика, извела тонны песка, у меня тряслись руки, а с лица только что не лился пот. Я думала: «Боже, только бы не забыть, какая картинка следующая…»
10—15 минут и полтора килограмма песка — вот так в сухом остатке выглядит песочное шоу. Руки художницы порхают над стеклом, стирая и создавая лица и образы — Щелкунчик, Маленький Принц, Золушка... В этот момент Мила невероятно сосредоточена и отрешена ото всех. Она наслаждается моментом одна и внутри себя: ей нравятся мгновенные трансформации песка, которые никогда бы не подарили ей холст и краски, нравится ощущение перехода из одного настроения в другое. И нравится, что она не имеет права на ошибку: стереть, переделать рисунок уже нельзя, как нельзя и остановиться, сбиться с ритма, заданного музыкой.
— Когда-нибудь, — мечтает девушка, — я нарисую что-то великое: например, сцены баталий Великой Отечественной войны или рождение нового города.
А еще она мечтает о собственной школе, где могла бы обучать малышей искусству создания вечного и мимолетного. Эти мысли посещают ее по ночам, когда Мила, уложив двух своих детей спать, усаживается за старенький столик, подсвеченный снизу, и погружается в таинственный мир песка, рожденный далеко-далеко отсюда, в индейских шатрах пустынь Аризоны.
Елена ПРОХОРОВА.
Редакция благодарит
за помощь при подготовке материала
агентство «Праздник-Волгоград».