Сто лет тому назад в каждом уважаемом доме Царицына были пианино, гитара и граммофон
Отношение к музыке, музыкальным инструментам, музыкальному образованию и всему тому, что связано с музыкой, сто лет тому назад было совсем иным, чем сейчас. Во времена прекрасной эпохи ар-нуво музыка была почти на грани мистики — уметь ее хорошо исполнять, понимать толк и тонко чувствовать могли лишь избранные. Так было во всем мире — так было и в Царицыне.
Музыка на Московской
Господин Гольник в наши дни был бы обычным, рядовым гражданином, а в начале XX в. он был видной, даже можно сказать, выдающейся фигурой. Он был владельцем «Музыкального и инструментального магазина» имени себя, находившегося по адресу ул. Московская, дом № 14. Эта улица была одним из самых фешенебельных мест дореволюционного Царицына. Ныне ее не существует, а проходила она мимо современной улицы Володарского и Аллеи Героев.
— В магазин Гольника можно было прийти послушать граммофон, патефон, пролистать модные, только что поступившие в продажу нотные журналы, — рассказывает заведующая отделом истории и природы края Волгоградского областного краеведческого музея Ирина Талдыкина. — Также владелец предоставлял возможность не просто посмотреть музыкальные инструменты, но и попробовать их звучание. В случае если клиент хотел нечто особенное, можно было получить необходимое под заказ.
В собрании Волгоградского областного краеведческого музея хранится целый ряд фортепьяно конца XIX — начала XX вв., причем даже по дизайну можно определить их класс. Если инструмент выполнен из дерева светлого или коричневых тонов, то перед нами фортепьяно высокого уровня, если черного цвета, то практически ширпотреб. Интересная деталь: клавиши некоторых инструментов выполнялись из слоновой кости и даже сейчас поражают элегантностью чуть кремового, благородного оттенка.
Стоимость музыкальных инструментов была по тем временам колоссальной. Рояли и пианино знаменитых фабрик — перечислим их, используя для полной реалистичности грамматику того времени: «Стейнвэй и С-вья», «Ю. Блютнеръ», «Шидмайеръ», «К. Ренишъ», «Я. Беккеръ», «Ф. Мюльбахъ» даже по ценам производителя стоили от 650 до 400 руб.
Добрый «Товарищ»
Если цена в несколько сотен для покупателя была кусачей, то у желающих приобрести музыкальный инструмент был альтернативный и весьма находчивый вариант. В начале XX в. в Москве действовал крупный музыкальный магазин «Товарищ», предоставлявший уникальную, пожалуй, единственную в России услугу. Здесь можно было обменять или приобрести подержанные, а значит, более дешевые музыкальные инструменты. За качество можно не переживать — у магазина «Товарищ» была отменная репутация и хорошо отлаженный рабочий процесс. Все поступающие инструменты проходили проверку и ремонтировались в действующей при «Товарище» мастерской. Здесь также проходила настройка инструментов и многое другое. Что касается получения товара, то магазин работал не только для москвичей, но и для «господ иногородних», и по письменному заказу доставлял хорошо упакованные инструменты в любую точку царской России. И это еще не все — фирма предоставляла «рассрочку платежей на самых выгодных условиях», что выглядит буквально райскими условиями для всех меломанов.
Бабочка на гитаре
На каких музыкальных инструментах играли в дореволюционном Царицыне? Помимо клавишных были популярны скрипки, виолончели, альты, мандолины, реже цитры — это такие миниатюрные гусли и даже бандонеоны. Бандонеон — это своеобразный инструмент, являющийся одной из разновидностей гармоники. У него достаточно специфическое, пронзительно-щемящее звучание, благодаря которому он эволюционировал от немецкого церковного музыкального инструмента до танго-оркестрового в Аргентине. Бандонеон считается идеальным инструментом для аккомпанемента страстному и одновременно грустному аргентинского танго.
Простой люд Царицына играл на гармошках, дудочках и балалайках. Пограничным инструментом, который был в обиходе как в народе, так и у знати и в пытающихся подражать ей богатых купеческих семьях, а также в среде интеллигенции и богемы, была гитара.
— В нашем музее представлена гитара конца XIX века, — рассказывает Ирина Владимировна. — У нее интересный дизайн: по всей вероятности, она принадлежала даме, потому что вверху инструмента находится инструктированная перламутром красивая бабочка. Хотя гитара и старинная, она хорошо сохранилась и если ее настроить, то она отлично звучит.
Для даровитых — даром
В начале XX в. без музыкального образования, так же как без свободного владения французским языком, весьма сложно было попасть в приличное общество. В то время было хорошим тоном проводить все семейные торжества, модные вечеринки, балы в общественных собраниях, благотворительные мероприятия, с участием живой музыки. Поставить голос и научиться играть на музыкальных инструментах можно было, нанимая преподавателей, а можно, посещая музыкальные классы Царицынского Отделения Императорского «Русского музыкального общества». Здесь обучались вокалу, игре на фортепиано, скрипки и виолончели.
Учиться в «музыкальных классах» могли «лица обоего пола всех сословий и вероисповеданий». Условия привлекательные, правда, не столь простые. «Плата за право учения установлена для учащихся в размере от 60 до 100 руб. в год — в зависимости от пребывания учащихся в классе того или другого преподавателя». Для вольнослушателей стоимость была того выше — от 80 до 120 руб.
Учащиеся должны были вносить плату в два срока: к 1 сентября и к 7 января. «Раз внесенная плата ни по каким причинам не возвращается», — гласили правила музыкальных классов. Правда, в Уставе музыкальных классов Царицынского Отделения Императорского «Русского музыкального общества» были и светлые моменты: «Учащихся наиболее даровитых и успевающих дирекция освобождает от платы за учение. В числе бесплатных могут быть зачислены лица, состоявшие не менее полугодия в числе учащихся и признанные достойными этого постановлением Совета преподавателей». Однако даровитые учащиеся, попавшие в счастливый бесплатный список, не должны были почивать на лаврах: «Список тех, кто учится бесплатно, проверяется и утверждается Советом и Дирекцией каждое полугодие, причем лица, не оказавшиеся соответствующих успехов, могут быть лишены права бесплатного обучения».
Дисциплина в музыкальных классах была железной. Если учащиеся без уважительных причин пропускали занятия, отказывались играть на концертах, не посещали репетиций, их тут же отчисляли. Без длительных уговоров и увещеваний, потому что их место тут же займут более дисциплинированные и не менее способные.
Выражаем благодарность Волгоградскому областному краеведческому музею за предоставленные материалы.
Наталья ЖУРБИНА.